Эпидемия недосыпа: как бороться с главной напастью мегаполиса

В последнее время многие жалуются на проблемы со сном. 26 июля была сильнейшая магнитная буря, в Москве жарко и душно. Но и в более благоприятную погоду огромное количество жителей большого города страдает от расстройств сна. Психолог и исследователь сна Рубин Найман из Университета Аризоны в статье для интернет-журнала «Аeon» призывает полностью переосмыслить наше отношение к «объятиям Морфея».

Павел Кучинский

В античности сон считали благодатью, которую дарует людям бог Гипнос. На картине английской художницы Эвелин де Морган он изображен рассыпающим маковый цвет, а помогает ему богиня ночи Никта, его мать. Дом Гипноса у реки Забвения был святилищем, волшебным местом, открытым для всех и предназначенным для того, чтобы охранять таинство сна.

Эвелин де Морган. Ночь и Сон (1878)

Сегодня такое романтическое представление забыто. Никта уже более века находится в ссылке: ночное небо большого города разъедено световым загрязнением. А Гипноса вспоминают, лишь когда речь заходит о гипнозе и снотворных препаратах, по-английски hypnotics. Сон перестал быть личным переживанием, он стал чем-то скучным и повседневным.

Теперь человек, находящийся в «объятиях Морфея» (сына Гипноса, бога сновидений), рассматривается физиологически. Мифологическое стало медицинским, романтическое — прагматическим. Именно это во многом вызвало массовые расстройства сна, которые мы наблюдаем по всей планете.

Эпидемия бессонницы

Что-то сломалось. Несмотря на десятилетия активных исследований, большого количества врачей и клиник, специализирующихся на науке сна, а также внимание прессы и чиновников, ответственных за здравоохранение, эпидемия бессонницы только ухудшается.

Каждый год около 30% взрослых сообщает, что у них есть хотя бы один симптом расстройства сна. Как правило, это трудности с засыпанием, частые ночные пробуждения и плохое качество сна — он не восстанавливает силы. За первое десятилетие текущего века статистика бессонницы значительно ухудшилась. Согласно данным Национального центра биотехнологической информации США, диагноз «расстройства сна» стали ставить на 266% чаще. Количество рецептов на снотворные препараты выросло почти втрое.

И это только случаи, в которых пациенты решают обратиться к врачу. Многие миллионы землян просто страдают от хронического недосыпа. Причина — завышенные требования современной жизни. По статистике, в 1998 году 12% американцев спали меньше 6 часов в день. В 2005 показатель вырос до 16%.

Пагубное влияние хронического недосыпа на нашу жизнь хорошо изучено. Расстройства сна отрицательно сказываются на продуктивности и даже безопасности. И физическое, и психическое здоровье оказываются под угрозой. Появляется риск развития хронических воспалений, а они, в свою очередь, могут вызвать сердечно-сосудистые, нейродегенеративные и аутоиммунные заболевания, диабет, ожирение, рак и депрессию.

Не менее важно и то, что бессонница приносит людям страдание по ночам. Неудавшиеся попытки уснуть вызывают фрустрацию. Нарастает тревога по поводу того, как справиться с недосыпом на следующий день. Многие также жалуются на одиночество, стыд и чувство безнадежности. При свете дня эти проблемы замалчиваются, но они никуда не исчезают, постепенно размывая качество жизни и увеличивая шансы развития депрессии.

С чего все началось

Промышленная революция

Промышленная революция радикально изменила наше восприятие сна. Из окрыляющего опыта он превратился в механистическую процедуру. Позитивизм возвел машину в ранг нового культурного героя. Машины обещали спасение от всех проблем. Энергия стала новым золотом.

В Западном мире преумножение механизмов и обслуживающих их рабочих совпало с расцветом угольных шахт и кофейных плантаций. Индустриализация посеяла семя глобального энергетического кризиса, который мог бы служить метафорой нашего собственного личностного энергетического кризиса. Сегодня нефть и кофе — два самых ходовых товара в мире. Мы живем в обществе энергетических наркоманов, зависимых от чрезмерной стимуляции едой, напитками, информацией, развлечениями и ночным освещением.

Параллель между глобальным потеплением и хроническим воспалением очевидна: не зря «воспалять» означает «разжигать». В конце концов, наше избыточное энергопотребление перегревает планету и ее население. И Земле, и землянам требуется остывать по ночам. Хронические воспаления повышают температуру тела до лихорадочного уровня, мозг перегревается — и развивается бессонница (эта связь была установлена в 2008 в работе австралийских психологов).

Небеса античности населяли боги и богини. Современное небо заполнили летающие машины, десятки тысяч самолетов и спутников. На пике промышленной революции сон был объявлен врагом цивилизации. Томас Эдисон входил в число ученых, призывавших подчинить себе сон и даже устранить необходимость в ночном отдыхе. Тратить драгоценное время на такое непродуктивное занятие казалось нелепым.

Как дикого зверя, сон выманили из его природного ареала и одомашнили, заставив выполнять поденную работу. Мы загоняем сон в жесткие графики. Представьте себе, как выглядела бы трапеза или секс, если бы их тоже прерывал звонок будильника.

Наука сна

В последние десятилетия приручение сна уступило место его медикализации. Гипноса взяли в заложники в лабораториях, клиниках и аптеках. О ночном отдыхе теперь думают в терминах биомедицинского процесса, который не может быть осознан — и опять личная связь со сном разрушается.

Медикализация заменяет субъективное переживание сна на объективные показатели, например, результаты полисомнографии. Однако электроэнцефалограмма и другие анализы это только физиологические проявления сна, но не сам сон.

Полисомнографическое исследование

Сон пытаются загнать в рамки категорий, поставить на одну полку с утренними упражнениями, дневными психическими нагрузками или диетой. Медикализация также побуждает нас покупать снотворное. Однако снотворные препараты производят своего рода «фальшивый сон». Таблетки не лечат бессонницу, а только устраняют ее симптомы. И в конечном итоге снотворное становится костылями для психики, подрывает доверие в собственные возможности уснуть. И опять повышается риск болезней.

Конечно, это не значит, что любые вещества противопоказаны человеку, который хочет выспаться. Недаром Гипнос на картине разбрасывает цветы мака — использование вспомогательных средств широко распространено в традиционных культурах. Главное, чтобы препараты помогали сну, а не подменяли его.

Рубин Найман уверен, что сон не может быть сведен к биомедицинским показателям. Объективный взгляд на проблему недостаточен, он не учитывает опыт самого человека. Спит не мозг и не тело — спим мы.

Великие философы прошлого учили, что человек принимает границы своего восприятия за границы мира. Это особенно хорошо видно на примере сна. По мнению Наймана, «наука сна» до сих пор не дождалась своего Коперника. Мы считаем бодрствующий разум центром сознательной вселенной , а сну и сновидениям отводим второстепенную роль, выносим их на орбиту.

сон

Представьте, что вы смотрите на ночное небо в солнцезащитных очках. Точно так же нельзя рассматривать сон сквозь призму бодрствования. Найман называет такой взгляд «вейкизмом» (wakism, от wake «бодрствовать»): обычное бодрствующее сознание ограничивает наше понимание сна и обедняет ночной отдых.

Вейкизм лежит в основе медикализации сна и является основным виновником гипервозбуждения. Это состояние, в котором постоянно находятся жители большого города. Более того, в популярной культуре гипервозбуждение воспевается как несомненное достоинство. Быстрый пульс, активная мозговая деятельность, мгновенная реакция часто маскируют недосып. Гипервозбуждение также вызывает зависимость от кофеина, энергетиков и стимулирующих наркотиков.

Икар хочет долететь до солнца, Питер Пэн отказывается прекращать полет, а жители мегаполиса работают в небоскребах, отрицая гравитацию, и проводят всю ночь на ногах. Останавливаться, замедляться, спускаться на землю никто не хочет. Считается особой заслугой бросать вызов Матери Природе.

Посмотрите, например, на героев популярной музыки. Майкл Джексон назвал свое ранчо «Неверлэнд» в честь волшебной страны, где разворачивается действие «Питера Пэна» (в русских переводах Нетландия), а причиной смерти Джексона стали последствия гипервозбуждения и препаратов, которые принимал музыкант. И это лишь один из множества подобных случаев.

В состоянии гипервозбуждения человек чувствует себя одновременно уставшим и заведенным. Необходимость бодрствовать тянет вверх, усталость — вниз, и в итоге психика оказывается разорвана, растянута в противоположные стороны. А между прочим, ощущение, что ты застрял, — одно из отличительных свойств депрессии.

Корни вейкизма можно проследить вглубь иудео-христианской традиции: ветхозаветный Бог безостановочно работал шесть дней, и только потом взял день отдыха. А вот античные боги обеими ногами стояли на земле. Они могли летать, и тем не менее жили на горе.

Природа сна

сон

Какова же истинная природа сна? Уже много лет Рубин Найман ратует за возвращение к «мифическому» представлению о ночном отдыхе, к новому открытию сна как глубоко личного переживания. Говоря метафорически, он призывает погружаться в сон с открытым «третьим» глазом. Речь не об «осознанных сновидениях», хотя это тоже проявление культуры сна. Речь о том, что «искусство засыпать» может научить нас новым вещам о собственном «я».

Расстройства сна — это не только медицинский, но и духовный вызов. Необходимо принять более глубокие аспекты собственной личности. Вейкизм ограничивает представление о самости бодрствующим сознанием. Однако некоторые аспекты становятся видны только на глубине, когда мы погружаемся в сновидения.

Посмотрите на траекторию нашего отхода ко сну. Найман подчеркивает, что для здорового засыпания необходимо особое качество: смирение. Именно оно служит противовесом перевозбуждению. В качестве сравнения профессор приводит самолет, который сначала летит над облаками, затем опускается в зону турбулентности и выныривает с другой стороны, чтобы осуществить посадку. Перед сном тело может вибрировать и трястись, в сознании, подобно порывам ветра, пролетают тревога, впечатления дня, обрывки мыслей. Наша задача — это не дать им увлечь самолет обратно наверх. Смирение помогает довериться сну, преодолеть турбулентность и совершить посадку.

«Валиться» на кровать — плохая идея, так же как и «отключаться» под действием алкоголя. Свое тело нужно «уложить» в кровать, а затем целенаправленно lose our mind, буквально «потерять ум» — отпустить бодрствующее сознание.

Здесь, кстати, есть простой совет: сохранять тело от перегрева. Это включает в себя здоровое питание, постоянные упражнения и управление стрессом. Ванна перед сном и пониженная температура в спальне помогает остудить тело.

Еще один простой совет, который дает Найман: заручитесь поддержкой силы тяготения. Вместо того, чтобы накрываться легкими перинами, используйте тяжелое одеяло. Для подсознания это будет своего рода «пеленание», которое поможет успокоиться.

«Не спите на облаке, спите как камень».

С точки зрения бодрствующего сознания, засыпание ― это случайность, что-то вроде несчастного случая. Нельзя намеренно вызвать что-то непредвиденное или подготовиться к неожиданности. Чтобы уснуть, нужно как бы отпустить наше бодрствующее «я», проявить смирение. Найман считает, что со сном необходимо наладить диалог. Только в этом случае есть надежда избавиться от «вейкизма» и заслужить благосклонность Гипноса.

Ну и зевните, в знак того, что теперь будете готовиться ко сну лучше, чем раньше.

зевок

Оригинал статьи

Комментарии