Как и почему люди придумали язык? Главное

Все дело в орудиях труда, говорят одни лингвисты. Другие с ними категорически не согласны. Мы перевели материал The Atlantic о происхождении языка, чтобы разобраться.

Я сижу на солнце и говорю с Нилом Бовардом. Он не археолог и не лингвист – просто 38-летний бородатый мужик, который делает орудия труда Каменного века.

Бовард занимается этим уже лет 20. Мы говорим под постоянный шум: «гок, гок, гок». Это Бовард бьет маленьким камнем о большой. Время от времени гоканье прекращается: острый осколок ломается в его руках.

Бовард обучает людей выживанию в диких условиях. Я приехал к нему в западный Массачусетс, чтобы разобраться в последних теориях о возникновении языка. В особенности меня интересовала теория о том, что язык мог вообще не появиться, если бы наши предки не начали создавать сложные орудия труда.

Исследование включает в себя достижения эволюционной биологии, экспериментальной археологии, нейронауки и лингвистики, но в его основе очень простой вопрос: как возник язык?

Все дело в орудиях труда

Орен Колодни, биолог из Стэнфордского университета, сформулировал вопрос по-научному: «Какой эволюционный процесс способствовал развитию этого феномена?». Он предлагает провокационный ответ. В недавнем исследовании журнала Philosophical Transactions of the Royal Society Колодни заявил, что первые люди научились говорить, когда учили родню создавать орудия труда.

Вероятно, язык возник примерно 2 миллиона лет назад, где-то между Олдуванским и Ашельским периодами

Чтобы понять, о чем говорит Колодни, я прошу Боварда рассказать мне о технологиях Каменного века. Он берет камень неправильной формы размером с грейпфрут и разбивает его между двумя другими. Потом собирает осколки и ищет среди них самый острый. Это примитивная технология. Он говорит, что так наши предки создавали орудия труда около 2,5 миллиона лет назад.

Затем он переносится на миллион лет вперед к Homo ergaster (Человек работающий). Тогда люди уже не просто разбивали камни и смотрели, что из этого получится. Теперь им нужна была симметричность.

Бовард продолжает работу: ашельский ручной топор – орудие среднего и позднего палеолита. С его помощью можно было рубить мясо, копать землю и ломать кости. У этого топора лезвие напоминает край зигзага. Чтобы так заточить камень, нужно понимать, как с ним работать и уметь планировать свои действия, объясняет Бовард.

Вероятно, язык (или протоязык, как его обычно называют) возник где-то между Олдуванским и Ашельским периодами. Орен Колодни и его соавтор Шимон Эдельман считают, что это не совпадение. Согласно их теории, язык возник потому, что людям необходимо было выполнять последовательные процессы, в том числе производить орудия труда.

Студенты и предки людей

Исследование Колодни построено на новаторских экспериментах Дитриха Стаута, антрополога из университета Эмори. Стаут учил студентов делать орудия Ашельской эры, а параллельно с этим следил, как изменяется активность мозга во время обучения. Согласно его исследованию, производство сложных орудий труда стимулировало увеличение размеров мозга. Возможно, оно способствовало и возникновению языка.

Но язык не мог сформироваться мгновенно. Любой эволюционный процесс, включая эволюцию языка, – это череда маленьких шагов, каждый из которых важен. Обучение было ключевой частью этого процесса.

Эволюционное преимущество перешло к тем индивидам, которые могли не только создавать орудия труда, но и взаимодействовать с окружающими во все более сложных формах.

Колодни объяснил, что многие виды обезьян тоже используют орудия и тоже взаимодействуют на высоком уровне. Но те звуки, которые они используют, не сочетается с каким-то смыслом. «Вопрос не в том, как язык возник у людей, а в том, почему он не возник у обезьян», – считает Колодни.

В сложном, иерархическом, последовательном процессе создания орудий труда задействованы нейронные связи. Колодни и Эдельман утверждают, что эти связи были адаптированы нашим коммуникативным аппаратом, поэтому порядок слов в предложении и его структура соотносятся с определенным смыслом.

Язык не мог сформироваться мгновенно. Любой эволюционный процесс, включая эволюцию языка, – это череда маленьких шагов

Наши предки могли применить язык, возникший в процессе создания орудий, в других целях.

По этой теории, одни и те же механизмы в мозгу отвечают за умение выполнять последовательные задачи (например, создавать орудие) и связывать слова в предложения. Но не все ученые принимают эту точку зрения. Среди противников Ноам Хомский – один из самых влиятельных современных лингвистов.

Научные споры

Раньше Хомский сдержанно высказывается о вопросах эволюции языка. Он говорил, что это либо неактуальный, либо неразрешимый вопрос. Но в 2014 году Хомский и ряд других ученых сошлись во мнениях по этой теме. Они опубликовали серию статей, в которых утверждалось, что на самом деле, язык мог сформироваться мгновенно.

«Способность говорить появилась недавно. И она возникла не в процессе медленного, постепенного усложнения ранее существовавших навыков, а в результате одного быстрого события», – писали ученые.

Колодни, Стаут и их коллеги не знают, как сотрудничать с этими учеными. Стаут считает, что, в конце концов, другие лингвисты поймут его позицию. Но он не думает, что это произойдет скоро.

«У камней есть правила»

К счастью, ни мне, ни камнетесу Боварду не нужны теории эволюции языка, чтобы сидеть и говорить под солнцем. Птицы поют, дятел стучит, Бовард точит край лезвия из обсидианового стекла. Он показывает технологии, которыми пользовался Homo sapiens в позднем Палеолите. Бовард сравнивает создание орудий с игрой в шахматы: каждое действие чрезвычайно важно. Это либо ключевой тезис для эволюции языка (если вы сторонник теории Колодни), либо тезис, вообще не относящийся к ней (если вы на стороне Хомского).

«У камней есть правила, и вы не можете их нарушать», – говорит Бовард. Затем наклоняется к лезвию, замахивается и бьет по нему.

Оригинал статьи

Фото: The Atlantic

Комментарии