Тишина в трубке. Как и почему умирает культура телефонного общения
Журналист The Atlantic Алексис Мадригал рассказывает, как телефоны изменили общение и почему теперь это все не нужно.
Телефон появился в конце XIX века. Тогда никто не понимал, как им пользоваться. Александр Белл хотел, чтобы люди начинали разговор со слов: «Ахой-хой!». А AT&T (американская телекоммуникационная компания) была против того, чтобы разговор начинался со слова «алло». Она считала, что это очень грубо.
Но, в конце концов, американцы стали говорить «алло», и так зарождалась телефонная культура. Журналы по этикету (были и такие) считали, что звонить и приглашать человека на ужин некорректно, но потом и они сдались. Телефоны появились у врачей, значит, они должны были появиться и у аптекарей. Конечно, это произошло не сразу. Но произошло.
Телефонный рефлекс
В детстве, как только телефон появился у меня, мне привилась эта культура – между мной и этим сырым техническим артефактом установились определенные отношения.
Существовало правило: когда телефон звонит, кто-то обязан ответить. Его соблюдали и взрослые, и дети. В Hello Kitty есть серия, которая называется «Разговор по телефону». Китти играет в гостиной, и вдруг начинает звонить телефон. «Телефон звонит! – говорит она. – Мама! Мама! Телефон звонит! Поторопись, они сейчас повесят трубку!».
До того как появился идентификатор звонящего (Caller ID), невозможно было узнать, кто звонит, если не поднять трубку вовремя. И тогда приходилось ждать следующего звонка. А что если человеку, который звонил вам, нужно было сообщить что-то очень важное? Не ответить на звонок было катастрофой.
Даже сотрудники компаний делают все возможное, чтобы не брать трубку
Кто-то стучит вам в дверь, а вы не отвечаете – с этим можно было сравнить пропущенный звонок. Это было грубо, подло и жестоко. Когда телефон звонил, сразу возникало столько вопросов: «Кто это?», «Чего они хотят?», «Они не ошиблись?».
Ответ на звонок стал культурной нормой общения. Когда вы звонили кому-то, человек (если он был на месте) поднимал трубку и говорил «алло». Если кто-то звонил вам, вы брали трубку и делали то же самое. Так работал телефон. И звонящий, и человек, который звонит, ждали ответа.
Но я не придаю этому слишком большого значения. Нет необходимости возвращаться к телефонной культуре 1980-х годов. Это было, и это прошло. Жизнь идет вперед, и это касается, в том числе, технологий. Но хочу обратить внимание: что такая культура существовала, а сейчас она исчезает.
Никто больше не отвечает на звонки. Даже сотрудники компаний делают все возможное, чтобы не брать трубку. За прошлый месяц мне звонили около 50 раз, но я ответил только четыре или пять раз. У людей, которые выросли в телефонный век, был рефлекс – отвечать на звонок. Теперь он исчез
Исследователь Роберт Хупер описывал этот рефлекс так: «Это не совсем ритуал, а скорее повседневное действие, внешне похожее на ритуал». Когда люди звонили, они знали, что кто-то ответит. Сейчас все забыли, как отвечать на звонки.
Спам и соцсети
Есть много причин, почему эта культура разрушается. Самая важная – структурная: возникло много разных способов коммуникации. Есть текстовые сообщения и их различные мультимедийные аналоги: эмоджи, гифки, фотографии, видео, ссылки.
Текстовые сообщения – это весело, они асинхронны и позволяют общаться с несколькими людьми одновременно. У вас есть Твиттер, Фейсбук, Слэк, Фейстайм – на фоне всего этого звонки попросту устарели.
Но в последние годы появилась еще одна причина настороженно относиться к телефонным звонкам. 80 или 90 процентов моих звонков – это спам. Если я слышу, как звонит телефон в другом конце комнаты, даже не потружусь подойти и ответить.
80 или 90 процентов моих звонков – спам
Есть нежелательные звонки маркетологов. Есть роботы, которые просто оставляют аудиозаписи. Есть киборги, которые воспроизводят записанные сообщения, имитируя живую беседу. Есть спам, единственная цель которого – определить, работает ли ваш номер телефона.
Федеральная комиссия по связям пять последних лет пытается замедлить рост количества звонков от роботов. Но ничего не изменилось. YouMail – приложение, которое блокирует подобные звонки и считает, сколько их было сделано в каждом месяце. Числа колеблются, в апреле 2018 года количество звонков было рекордным.
Маркетологи, конечно, были первыми, кто начал использовать культуру ответа на звонок. На этом тогда можно было заработать. Даже я в юности названивал руководителям заводов из Алабамы и пытался продать им материал для создания паспортов безопасности. Но люди устали от их паршивых, повторяющихся звонков. Люди ушли.
Машины, которые могут набрать номер человека, дешевые. Они не могут напиться, а их дети не могут заболеть. Машины просто звонят, звонят и звонят. Почти всегда, когда я совершаю ошибку и беру трубку, в ней мертвая тишина. Иногда только несколько секунд, пока там подключают человека к разговору, а иногда (если я ничего не говорю) тишина может длиться долго, пока машина сама не повесит трубку. Порой сообщение записано. И самое худшее: когда вы поднимаете трубку, то даете спамеру понять, что ваш номер работает. А он продает эту информацию другому спамеру.
Комментарии