Утопия, футуризм и политика. Зачем смотреть сериал «Электрические сны Филиппа К. Дика»

«Электрические сны Филипа К. Дика» – это попытка британского телевидения конкурировать с самым популярным научно-фантастическим сериалом «Черным Зеркалом». У этих работ действительно есть много общего. «Электрические сны» – такой же альманах, где в каждой истории вырисовывается недружелюбный мир будущего.

Декорации и эпохи меняются друг за другом, но в основном приметы будущего здесь показаны очень схематично. Сериал использует похожие приемы: открытый финал, неожиданная развязка, рассуждения об искусственном интеллекте и технологиях. Конфликты и идеи оказываются, по сути, вечными и касаются, в первую очередь, природы человека.

Литературный оригинал

2017 год можно назвать годом возрождения интереса к творчеству фантаста Филипа Дика. Помимо сериала в прокат вышло продолжение «Бегущего по лезвию». Каждая серия «Электрических снов» отсылает нас к одному из рассказов писателя. Иногда, правда, от литературных оригиналов остаются только имена главных героев и некоторые детали. Но названия почти всех серий совпадают с произведениями Дика.

Откуда такой интерес?

Продюсеры британского ТВ знают, что антиутопии и размышления о будущем по-прежнему очень популярны (сериалы «Черное зеркало», «Видоизмененный углерод», «Особое мнение»). Английские зрители любят мини-сериалы про будущее, поэтому такой формат обречен на успех, но до популярности «Черного Зеркала» ему пока далеко. В отличие от многих прямолинейных антиутопий «Электрические сны» намного более запутанные и многозначные. Неподготовленный зритель может не сразу понять, что он только что посмотрел.

Лучшие серии

Действительно, уже первая серия оставляет много вопросов. Зрителю приходится самостоятельно разбираться с тем, что хотели сказать авторы. Перед нами – нуарный мир будущего, в котором появились люди с необычными способностями. Суровый сыщик (его играет Ричард Мэддон, известный по роли Робба Старка в «Игре Престолов») вместе с девушкой-телепатом раскрывает и предотвращает преступления.

Пилотная серия оказалась одной из самых сильных в сезоне: проработанный мир, харизматичные герои, удачная операторская работа. Здесь очевидны отсылки к другим популярным экранизациям Дика, сравнения с «Бегущим по лезвию» неизбежны.

Другая сильная серия – «Настоящая жизнь». Девушка-коп Сара из далекого будущего переживает из-за трагической гибели своих коллег. Ее супруга предлагает ей отвлечься от реальности и погрузиться в виртуальный рай, где она сможет отдохнуть от всех забот. Две истории соединены так, что зрители не могут отличить реальность от сна. Сара, как и герой пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон», не может ответить на вопрос «Существуем ли мы на самом деле».

Выделим еще одну серию: «Убить всех иных». Семья обывателей ведет обычную жизнь в мире, где реклама расхаживает у тебя по дому в виде голограммы. Главный герой начинает задавать себе и окружающим неудобные вопросы. «Почему в выборах один кандидат?», «Что значит оговорка этого кандидата "Убить всех иных"?». Это самая сатирическая и злободневная серия сезона. Сценаристы талантливо переделали исходную историю и намекают, что «иным» ты можешь стать в любой момент, когда начнешь задавать неудобные вопросы. В оригинале, кстати, были пришельцы, но без них история только выиграла.

За что можно покритиковать?

В некоторых сериях мир будущего показан весьма схематично и поверхностно. Например, невнятный эпизод «Сумасшедший бриллиант», где история о коварстве женщин помещена в слабо продуманный мир. Декорации будущего здесь кажутся лишними, а поступки главных героев плохо мотивированы. Сложно понять и серию «Планета, которой не было» из-за открытого финала. Но в целом все серии держат высоко поднятую планку, предлагая зрителю подумать над самыми разными вопросами: от чайлдфри до того, что именно делает человека человеком.

Антиутопии, в конце концов, за тем и существуют, чтобы мы не жили по неправильному сценарию. И этот сериал действительно заставляет задуматься о роли человека, его миссии и ценностях.

Фото: Channel4

Комментарии