Призрачная нить темных времен. Собираем идеальный «Оскар»

Предлагаем переместиться в идеальный мир, где премии дают лишь тем, кто этого по-настоящему заслужил. Как бы выглядела церемония «Оскар-2018» там? Рассказываем.

«Оскары» – довольно скользкая тема. Кто угодно скажет вам, что эта премия ничего не решает и что там все про политику, толерантность и все в этом духе. На самом деле «Оскар» одновременно и более, и менее компетентен, чем все думают. С одной стороны, «Арго» Бена Аффлека и «Лунный свет», победивший в прошлом году, блестящие фильмы. Доказывать это орде многоходовочников, у которых все решено заранее, достаточно бессмысленно.

С другой же стороны, академиков действительно подкупают светскими приемами, подарками и просто вниманием. А на некоторые категории им и вовсе плевать. Скажем, в «Лучшем анимационном фильме» даже номинанты расставлены почти наугад. Ну какой, скажите, «Босс-молокосос»? Это просто смешно. Нет ни одного адекватного человека, который смотрел его и всерьез считает одним из лучших в году. Да и в анонимных опросах академики признаются, что мультфильмы не смотрят, а то и просто спрашивают своих детей. Профессиональнее некуда, чего уж там.

Но мы тут не за этим. Все-таки «Оскар» – это, в первую очередь, литургия. И отдавая ежегодную церемониальную дань, мы хотим, чтобы действительно лучшие в году заслужили признание. И чур мы опустим категории, не особенно важные для истории и те, в которых я не разбираюсь. Запомнили, закрепили. Так что там, в идеальном мире?

Лучший фильм

Победитель: «Форма воды»

Победитель в идеальном мире: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Честное слово, я бы не расстроился, если бы победили не «Билборды», а, скажем, «Зови меня своим именем». Вы уже схватились, вижу, за гомофобские вилы, но фильм-то прекрасный. Чего нельзя сказать о «Форме воды». Нет, старина Дель Торо свой «Оскар» заслужил давным-давно. Даже его авторское («Лабиринт Фавна») кино становится культовым, а, казалось бы, мейнстримнейшие («Тихоокеанский рубеж») вещи, сохраняют почерк и стиль. Но «Форма воды», вероятно, худший его фильм. Мне не понравился довольно примитивный «Багровый пик» в 2015 году, но то жанровая работа, а это – умело замаскированная под magnum opus пустышка.

Тривиальная история с дубовой моралью под повестку дня, поданная так, чтобы в зале вообще не осталось человека, который не понял. Я полагаю, что кто-то голосовал за «Форму воды» ровно из соображений «Ага, кажется, таким фильмам мы "Оскар" и даем». И фильм-то смотрелся бы неплохо, работай над ним кто-то новый и подающий надежды. Но видеть, что Дель Торо – человек с гениальным воображением – опускается на этот уровень, чтобы внезапно сказать пару замшелых банальностей на зрительском? Нет, терпеть это решительно невозможно.

«Билборды» же, с другой стороны, большое актерское кино большого режиссера, который своему стилю не изменил. Да, социалочка. Не такая веселая, как прошлые фильмы Макдоны. Но ему было что сказать, а режиссерское видение передавал блестящий состав. Опять же, сама фабула фильма претендует на «Оскар». Как и у «Формы воды». Разница в том, что один заставляет плакать, а на второй не взглянешь без слез.

Лучший режиссер

Победитель: Гильермо Дель Торо («Форма воды»)

В идеальном мире: Пол Томас Андерсон («Призрачная нить»)

Еще раз: Дель Торо заслужил «Оскар», но я его засчитываю как такой, знаете, по совокупности. Но если был на этой церемонии человек, заслуживший его больше, то это Пи-Ти Эй. Настоящий бог американского независимого кино, подаривший миру «Нефть», «Магнолию», «Мастера» и не постеснявшийся экранизировать самого сложного писателя века Томаса Пинчона. Он получал свою веточку в Каннах как лучший режиссер в 2002-м году и является образцом для всех в индустрии. «Оскар» в таком случае нужен для закрепления. Так почему нет? «Призрачная нить» отличный фильм.

Лучший актер

Победитель: Гэри Олдман («Темные времена»)

В идеальном мире: Дэниел Дэй-Люис («Призрачная нить»)

Ладно, черт с ним с Пи-Ти Эйем, он еще десять великих фильмов снимет. Но вот для Дэниела Дэй-Льюиса это последняя работа в карьере, после чего он будет заниматься обувью. Вы что, издеваетесь? Величие этого актера можно держать в руках, глядя любой его фильм и вполне возможно, что это будет ваша челюсть. Фильм «Банды Нью-Йорка» буквально не имел бы никакой ценности без Дэй-Льюиса, но он сделал его тем, что можно пересматривать не один раз.

В «Призрачной нити» он не открывает никаких новых граней, он привычно великолепен и все. И знаете что? Этого достаточно. Олдман прекрасен и мы привыкли думать о нем, как о мастере перевоплощений. В этом году он обошел человека, которому уступает в этой роли.

Да, кто-то скажет, что Дэю-Льюису уже хватит. На полке стоят три «Оскара» за лучшую роль. Возможно. Но это тот актер, который может брать их ежегодно. И тогда – и только тогда! – мы простим отсутствие статуэтки у Хоакина Феникса.

Лучшая актриса

Победитель: Фрэнсис Макдорманд «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

В идеальном мире: То же самое

Хоть где-то здравый смысл восторжествовал. Но тут и конкурентов не было. Сирша Ронан с «Леди Берд» и Мэрил (пожалуйста, хватит про нее шутить) Стрип? В другом году – может быть, но тут явная игра в одни ворота. Посмотрите «Билборды» при первой же возможности и только скажите, что она не великолепна. Очевиднейшая победа, за которую даже не следовало переживать.

Лучший актер второго плана

Победитель: Сэм Рокуэлл («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)

В идеальном мире: То же самое

Не дали награду за «Лучший фильм», зато не обделили с актерами. Тут примерно такая же ситуация, как с Макдорманд, хотя конкуренция посерьезнее. Даже титаны Кристофер Пламмер и Уиллем Дефо на месте. Но Рокуэлл – голливудский трудяжка, который буквально год за годом заставил узнавать свое лицо – в этом году попросту запомнился больше. Его роль в «Билбордах» всплывает сразу: напарник шефа полиции с типичными расистскими заскоками и без личной жизни. К слову, именно запомниться – огромное достижение для Рокуэлла, известного широкой публике как «А, это же этот».

Лучшая актриса второго плана

Победитель: Эллисон Дженни («Тоня против всех»)

В идеальном мире: не имеет значения

Довольно слабый состав в этом году. Кто-то отмечал Лори Меткалф за «Леди Берд», но тут, честно, разница не такая большая. Все пятеро номинанток сыграли хорошо, но никто не заставил думать: «Ага, вот оно». Так что пусть Эллисон Дженни. «Тоня», кстати, классный фильм. Отдельного «Оскара» русским переводчикам за то, что перестали называть его «Ледяной стервой».

Лучший оригинальный сценарий

Победитель: Джордан Пил («Прочь»)

В идеальном мире: Мартин Макдона («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»)

Я уже достал вас с «Билбордами», но не дать Макдоне сценарий – тоже преступление. Он написал театральную историю с фирменными диалогами, свойственными только ему. У нее прекрасный пэйсинг и темп. Не было ни момента, где сценарий проседает. А «Прочь» – это такая интересная и немного бесформенная попытка сделать остроумный хоррор. Не думаю, что много людей его запомнили.

Лучший адаптированный сценарий

Победитель: Джеймс Айвори («Зови меня своим именем»)

В идеальном мире: сложно, но скорее всего «Горе-творец».

«Зови меня своим именем» определенно получился, но в номинантах были «Логан», «Горе-творец» и Аарон Соркин с фильмом «Большая игра», хотя в его случае фильм можно даже не указывать. Я разрываюсь на части и не могу выбрать между этими тремя.

Но учитывая, что в виду специфики автора оригинальной книги и в целом посыла фильма, «Горе-творца» было адаптировать одновременно сложнее и интереснее, заслужил скорее всего именно он. Только вдумайтесь: надо было воспеть так называемое «плохое искусство» хорошим фильмом. Вдохновляться жизнью Томми Вайсо, но не заимствовать его методы. К тому же, это настолько постмодернистская история, что метамодернистам придется сделать шаг назад.

Лучший анимационный полнометражный фильм

Победитель: «Тайна Коко»

В идеальном мире: «Тайна Коко», а «Босс-молокосос» не номинирован

А чего вы еще ожидали? Этот фильм станет классикой на все времена, и я все еще слышу, как кто-то рыдает во время последней сцены. Жаль, что остальные номинанты здесь для проформы. Уверен, «Добытчицу» не смотрел вообще никто в академии.

Лучший фильм на иностранном языке

Победитель: «Фантастическая женщина»

В идеальном мире: «Нелюбовь», но это не точно.

Ну не было у меня – как и у вас – возможности смотреть чилийский фильм. И не только его в этой номинации. Хотелось, да, чтобы дали Звягинцеву. Как и в прошлый раз, за хорошую, но не лучшую работу в карьере. Тем не менее, мастерам его калибра следует позволять творить так, как они хотят. В соседях по номинации попалась, кстати, прекрасная венгерская режиссер Ильдико Эньеди с фильмом «О теле и душе». Тоже большой мастер, смотрите ее. А «Фантастическая женщина» – не знаю, может, и правда фантастическая. Но проверим мы это чуть позже.

Лучшая музыка к фильму

Победитель: Александр Деспла («Форма воды»)

В идеальном мире: Джонни Гринвуд («Призрачная нить»)

Можно было уважить и Ханса Циммера – которого я, признаться, не очень люблю – он действительно пытался спасти «Дюнкерк» от самого себя и получалось. Музыка и цветокорр сделали больше саспенса, чем сценарий. Это плюс им, но плохой знак для фильма.

А Джонни Гринвуд прямо порадовал. Это не первая его работа с Полом Томасом Андерсоном и чувствуется, как он прибавляет как большой композитор, набирается опыта в кино. Одно дело играть в Radiohead и менять поколение своей музыкой. Совершенно другое – дополнить фильм и при этом не потерять собственный стиль.

Лучший монтаж

Победитель: Ли Смит («Дюнкерк»)

В идеальном мире: Пол Мачлисс и Джонатан Амос («Малыш на драйве»)

Монтаж «Дюнкерка» тоже был на высоте. Во всяком случае, он дополнял задумку Нолана и помогал воспринимать фильм. Но эй, эй! У вас там фильм Эдгара Райта – режиссера с лучшим монтажом в этом веке. И это касается каждого фильма. В том числе «Малыша на драйве». И вы не даете ему «Оскара». Куда мы придем с такими голосованиями? Я не хочу сказать, что люди ровно так же допустили победу нацизма и – как следствие – дали причину для съемки фильма «Дюнкерк», но это просто несерьезно.

Лучшая операторская работа

Победитель: Роджер Дикинс («Бегущий по лезвию 2049»)

В идеальном мире: Роджерс Дикинс. Всегда.

Роджер Дикинс, по признанию многих профессионалов, лучший оператор из живущих ныне. Не почтить его – это фактически оскорбление. Тем более, «Бегущий по лезвию» Дени Вильнева просто невероятно снят. Посмотрите, как камера двигается. Даже в кадрах, где главное делают эффекты. Посмотрите, как Дикинс чувствует свет. Можно стать настоящим профи в съемке, но с таким глазом, как у этого человека, нужно родиться. Иначе это не достигается. Пока есть люди, умеющие чувствовать и передавать красоту так, нейросети не победят.

Из конкурентов в этом году я бы выделил Рэйчел Моррисон, первую женщину, номинированную на «Оскар» за лучшую операторскую работу. И не только по половому признаку. Она же снимала фильм «Черная Пантера» и сделала это просто блестяще. Фильм есть за что критиковать, но это точно не относится к съемке. За «Ферму „Мадбаунд»", которая и принесла ей номинацию, Рэйчел получила множество восхищенных отзывов. Вероятно, за ее работой стоит следить в дальнейшем.

Комментарии