«Три билборда…» – пока что лучший фильм года. И его будет сложно превзойти

Мартин Макдона дебютировал в американском кино, сходу оказавшись точнее Тарантино и Коэнов. «Футурист» объясняет, почему лучший фильм «Золотого глобуса» взорвет и на «Оскаре».

Актеры, лица

Первое, что бросается в глаза при просмотре трейлера и другой рекламной продукции «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури» – актерский состав. Ни одной звезды первой величины, но притом гиперталантливый ансамбль. Просто недооцененный (хотя по наградам – как посмотреть). Тут и коэновская муза Фрэнсис МакДорманд, и универсальный Вуди Харрельсон, и гениальный харизматик Сэм Рокуэлл – мечта синефила-нонконформиста.

Помимо таланта и абсолютно макдоновского типажа есть и более очевидная причина такого каста – лица. Посмотрите на каждого из них! Не знай, что Вуди Харрельсон – это Вуди Харрельсон, вы бы и не заметили его в очереди на кассе «Пятерочки». Трио главных героев выглядят, как вполне обычные американцы из глухой провинции. А Рокуэлл так еще и характерное пивное пузико отрастил – к такому мужичку за селфи не потянешься.

Макдона, как опытный театральный драматург, не может недооценивать роль актеров для погружения зрителя в атмосферу. История в захолустном Эббинге не воспринимается, как кино – все до ужаса (а местами и до смеха) реалистично.

Про феноменальную МакДорманд сказали уже все, в том числе и статуэтки текущего наградного сезона. Не дать ей второй «Оскар» будет преступлением, даже на фоне потрясающих Марго Робби и Сирши Ронан. Тот случай, когда персонаж будто бы писался с человека. И получился абсолютно новаторским. Даже на фоне шикарных перфомансов от Харрельсона и Рокуэлла, МакДорманд в «Билбордах» выглядит актрисой иного дивизиона. Такой же сильный женский образ мы вряд ли увидим в ближайшие годы. В первую очередь, потому что второй Фрэнсис просто не существует.

Сценарий, театр

Театральное прошлое всегда заметно в творчестве кинорежиссеров. Прежде всего – в умении увлекательно рассказывать истории. Великий Орсон Уэллс нарабатывал революционные идеи как раз в театре, Игнмар Бергман умудрялся гениально совмещать камеру и сцену, а наш Кирилл Серебренников также одинаково актуален и талантлив в обеих ипостасях. Кстати, он как-то ставил пьесу Макдоны – чем не признание?

Талант британского драматурга уже давно никем не оспаривается ни в одном уголке мира. А та самая пьеса, «Человек-подушка», квинтэссенция его творчества, идеи которой затем перетекут в кинематографическую карьеру. Единство времени и действа, критика религии, абсурдный юмор, «старое доброе ультранасилие» – все это полюбилось посетителям британских театров еще в конце 90-ых-начале «нулевых».

Талант рассказчика мгновенно оценили и после дебюта в кино – уморительная короткометражка «Шестизарядный» получила «Оскар». Критики тут же начали сравнивать Макдону с Гаем Ричи и Квентином Тарантино, отмечая, что по потенциалу он даст фору обоим. Сегодня можно уверенно сказать – не ошиблись.

Культовый «Залечь на дно в Брюгге» – невероятное кино, к которому в России по сей день относятся с теплотой. «Семь психопатов» – гомерически смешной эксперимент и неожиданный жанровый ход от режиссера. А «Три билборда…» – это уже самый настоящий билет в историю.

Публика обожает Макдону, прежде всего, за одну вещь – умение гениально сочетать драму с комедией. Произведение, способное моментально сменять зрительские слезы на смех, работает уже просто на инстинктивном уровне. Когда же речь идет о глубоком погружении, сложном многоуровневом сценарии и мощной драматургии – картина обречена на статус шедевра.

Макдона жонглирует крайностями эмоциональных реакций как никто в современном кинематографе. «Три билборда…» регулярно будто бы издеваются над зрителем, подсовывая сразу после душераздирающей сцены какой-нибудь до нелепости смешной абсурд. Но фильм не скатывается в черную комедию и не пытается удивлять приемом – это лишь элементы повествования, причем поразительно целостного. В подобном из современников с Макдоной посоревнуется разве что Паоло Соррентино, но его юмор слишком мягок в сравнении с исконно британскими матерными перешучиваниями.

Снимая кино в Америке и об Америке, Макдона не перестал быть плоть от плоти британцем и, главное, плоть от плоти драматургом. Он делает все то же, что и раньше, просто в другой лиге. Там, где в конкурентах не давно скатившийся Гай Ричи, а не теряющие форму Коэны и Тарантино. Поразительно, но мастер хлесткого черного юмора из британского театра своим дебютом смог сказать о чужой Америке больше, точнее и серьезнее, чем признанные мэтры. Ведь язык – штука универсальная. А Макдона владеет им мастерски.

Америка, Трамп

Актеры, типажи, реалистичные диалоги: все это предельно ощутимо погружает в среду с одной лишь целью – доходчивее указать на важные вопросы. Помимо вечных тем о том, как справится с трагедией и найти свое место в социуме, в «Трех билбордах…» препарируются и сугубо национальные проблемы.

Местом действия не случайно выбрано американское захолустье, причем в южном штате. Та самая Америка, по которой народ ностальгирует, как по «настоящей». Простая, аграрная и с нерушимыми принципами. Точь-в-точь как героиня Макдорманд Милдред. Та самая Америка, которую Трамп хочет сделать снова великой.

Главная героиня – ее символ. Изрядно постаревшая и измученная трагедией Милдред не теряет внутренний стержень. Она восстает против всего города, который ей ничего и не сделал – просто местная полиция не смогла распутать дело об убийстве ее дочери, где совсем нет зацепок. Милдред же не теряет веру и двигает в сторону личные отношения, задавшись простой целью – найти убийцу. Именно такие простые, но сильные люди, которых все достало и которые не хотят молчать – и есть сегодняшняя Америка. Та самая Америка Трампа. Получается ли ей стать снова великой? Об этом тактично умолчал и сам Макдона.

А вот ее становление на путь на трансформации – вполне конкретная тема картины. Причем рассказывается она не через главную героиню, а неуклюжими руками инфантильного полицейского Диксона (Рокуэлл). При всей глубине и развитии всех центральных персонажей фильма, его трансформация предстает центральной для сюжета.

Одна черта персонажа – радикальный расизм, за что политкорректная американская пресса уже поругала Макдону, мол, нельзя такого персонажа наделять положительными качествами. Режиссер же не просто наделили, но и сделал его поступки решающими. А символическое воссоединение сильной Америки с довольно дикими пережитками прошлого – крайне смелый и ироничный рецепт от режиссера. Трамп оценит.

Фото: Seattle Weekly

Комментарии