Космический туризм и черный рынок на Луне. О чем новый роман автора «Марсианина»

Американский писатель Энди Вейер, известный благодаря роману «Марсианин», решил на этот раз покорить Луну. Роман «Артемида», повествующий о жизни на поверхности спутника Земли, был недавно издан в США, и уже появляется в российских книжных магазинах. По нему будет снят полнометражный фильм: права на экранизацию романа купила 20th Century Fox совместно с продюсерской компанией New Regency. О чем эта книга и почему ее стоит прочитать всем поклонникам научной фантастики - в материале «Футуриста».

Наукоемкое творчество

На этот раз Вейер решил отойти от «робинзонады». Героям «Артемиды» не приходится выращивать картофель на экскрементах товарищей по экипажу и перебирать роверы, чтобы выжить, как это делал Марк Уотни в «Марсианине». Тем не менее, новый роман получился даже более наукоемким. Писатель подходит к творчеству рационально, и стремится приближать даже самую оголтелую фантастику к реальности.

«Я хотел создать произведение, описывающее начало колонизации Солнечной системы. Я хотел построить на Луне город. Но зачем он там нужен? Зачем кому-то жить там? В чем смысл? Кто-то скажет: "Мы можем добывать там полезные ископаемые!" Так отправляйте роботов. "Земля перенаселена!" Ну, колонизируйте Сахару или дно океана. Практически любое место на Земле легче колонизировать, чем где бы то ни было на Луне. Поэтому я подумал: а как насчет туризма?», – говорит Энди Вейер.

В мире «Артемиды» частные компании снизили цену на лунные запуски настолько, что прогулка по поверхности спутника стала доступна обеспеченным туристам. Однако писатель понимал, что трата огромных денег и ресурсов для постройки турбазы на другой планете нерациональна – поэтому он фактически построил город с нуля, добившись максимально эффективных решений, и лишь потом приступил к проработке сюжета. Вейеру пришлось придумать и отбраковать две совершенно разные истории, прежде чем он пришел к окончательному варианту повествования.

Почему на Луне появляется алюминиевая фабрика и как она функционирует в условиях низкой гравитации? Как эффективно обработать сырье? Ясно, что именно эти вопросы интересуют Вейера больше всего – остальная часть книги существует только для создания основы для полета инженерной мысли. Несмотря на то, что благодаря успеху «Марсианина» у писателя появилось множество связей в NASA, он предпочитает действовать самостоятельно. Как и в первой книге, Вейер руководствовался материалами из открытых источников в Интернете – по его словам, в этом смысле космическая индустрия максимально открыта и предлагает детальные технические описания. Он стремился создать максимально индивидуальное решение, непохожее на то, что уже предлагали другие писатели и ученые.

Сюжет

Карта Артемиды

На поверхности Луны раскинулась база, заселенная людьми и обслуживающая тяжелую промышленность – впрочем, рассчитана она скорее на богатых туристов. Заняться сексом в условиях пониженной гравитации, поиграть на корте, побегать по пустынному лунному ландшафту и, конечно, полюбоваться на американский флаг и след Нила Армстронга – ради этого люди готовы расстаться с колоссальными суммами. В общем, под пятью куполами, соединенными между собой, бурлит жизнь и процветает преступность – да, у лунного города есть обратная сторона.

Ясмин Башара, известная как Джаз, живет в Артемиде с шести лет. У нее непростой характер, она любит выпить и регулярно ввязывается в авантюры. Девушка работает носильщицей – но «белого» заработка хватает лишь на тесную, как гроб, съемную комнатку. Поэтому ей приходится промышлять мелкой контрабандой, продавая богатеям роскошные сигары. Джаз мечтает стать полноправным гражданином Артемиды – для этого она копит на скафандр и лицензию гида, ведь показывать обеспеченным туристам местные достопримечательности – прибыльно и престижно. Однажды один из постоянных клиентов предлагает Джаз крупную сумму за помощь в грязном деле, связанном с алюминиевой промышленностью, и она радостно хватается за этот шанс, не подозревая, что окажется втянутой в борьбу могущественных сил, которые соперничают за власть над первой и единственной лунной колонией.

Эксцентричная Джаз не сразу стала главной героиней романа.

«Изначально Джаз была просто привлекательной мошенницей, эпизодическим персонажем, но мне она очень нравится, потому что она делает то, о чем мы все думаем, но никогда не говорим или не делаем сами. Первые два варианта истории были очень слабыми – и единственной приятной их частью была Джаз. Поэтому я решил исследовать ее жизнь, посмотреть, что она делает и с какими проблемами она сталкивается», – рассказывает Вейер.

Политика и экономика «Артемиды»

Многие писатели-фантасты моделировали общество безвластия на Луне. В романе Роберта Хайнлайна «Луна – суровая хозяйка» (1965) спутник населяют люди, сосланные с Земли за уголовные и политические преступления. Организмы колонистов приспособились к низкой гравитации, и возвращение домой для них смертельно опасно. Большая часть ссыльных занята в сфере сельского хозяйства. Урожай экспортируется на перенаселенную, голодную Землю, и на долю колонистов остаются лишь жалкие крохи. Борьба за выживание и отсутствие законов приводят к появлению своеобразных, жестких традиций в лунном обществе. «Лунари» готовят революцию, чтобы предотвратить иссякание лунных ресурсов и избавиться от гнета землян.

Вейер продолжает эту традицию, демонстрируя экономическую модель, основанную на туризме: отели и места, которые обслуживают туристов, а за ними – суровые условия проживания людей, которые на них работают. По сути, иных причин колонизировать Луну нет, равно как и строить там государственность.

«Там, где есть нерегулируемое общество – из-за отсутствия лучшего термина, либертарианское общество – люди будут думать примерно так: "О, раз здесь нет законов, мы можем использовать это с экономической точки зрения". Артемида – идеальное место для отмывания денег, потому что там можно конвертировать валюту из любой точки мира в местную. Никто не сможет понять, откуда и куда идут эти деньги», – комментирует Вейер.

В большинстве романов о Луне действие происходит в эпоху начала колонизации. Как полагает писатель, именно поэтому нет возможности избежать темы безвластия. Если бы действие происходило через тысячу лет после освоения Луны, там бы успело сформироваться сложное общество с собственными законами и государственным аппаратом. Но заселение спутника только начинается. Можно любить или ненавидеть Артемиду, но она такова, какая она есть – космический рай для авантюристов, асоциальных элементов и расточительных нуворишей.


На русском языке роман «Артемида» выпущен издательством «АСТ». Книга уже в продаже.

Комментарии