Кара небесная. Бессон снял один из худших фильмов в истории фантастики

«Валериан» – самый дорогой блокбастер в истории Европы, но совершенно провальный. Рассказываем на примере Люка Бессона о том, как не надо распоряжаться миллионами.

Недоаватар

Снять фильм по мотивам популярных французских комиксов Бессон задумал еще в конце нулевых. Помешал Джеймс Кэмерон со своим «Аватаром», который, по совпадению, дублировал многие моменты сценария француза. Первоначальный текст пришлось сжечь, а работа над новым вариантом заняла более пяти лет. Тем страннее, что «Валериан и город тысячи планет» настолько топорно повторяет самые заплесневевшие клише «Аватара».

Забавно, но сам режиссер не стесняется признаваться, что вдохновил его именно проект Кэмерона. «Аватар» произвел революцию в кино и доказал, что на экране можно изобразить самые пестрые фантазии. С этим у Бессонна проблем не было никогда – «Валериан» в разы превзошел «Пятый элемент» по количеству чудаковатых персонажей. Равно, как и по количеству клише – трудно понять, почему давно высмеянная всеми тема ужасов империализма так запала в душу режиссёру.

Все 2 часа 20 минут (вряд ли вы продержитесь до конца) Бессон разрывается между Кэмероном и «Футурамой». Центральный сюжет о трагедии мира инопланетян перлов, полностью (даже внешне!) слизанный с «Аватара», легко помещается в один абзац. Но режиссер настойчиво растягивает хронометраж лишними ответвлениями только ради того, чтобы показать чудаковатых существ. Бессон не может обуздать свою фантазию словно дошкольник. Это превращает его в ужасного тайм-менеджера, что непростительно для современного режиссера. Бессюжетный набор радужных сценок вперемешку с купальниками Кары Делевинь отвлекают от генеральной линии повествования и путают зрителя. Как бы ни ругали «Аватар», но он умело доносил хоть и такую надоевшую и очевидную, но истину, направляя все художественный средства именно на эту цель. Бессон же все рассказывает зрителям напрямую в минутном монологе – страшнейший грех для любого художника.

Талант Бессона сильно преувеличен, что он раз за разом доказывает после наступления нового тысячелетия. Его спасает лишь необъяснимая любовь жителей СНГ, который ставят его в своем кинематографическом пантеоне рядом с Тарантино и классическими итальянскими комедиями. Бессон искренне хотел спасти большое европейское кино от экспансии голливудских блокбастеров. «Валериан» – одновременно и самый дорогой авторский фильм, и просто самый дорогой блокбастер в истории Европы (порядка 200 миллионов, дороже чем «Интерстеллар»). Столь же крупным обещает быть и крах – в США прокат не отбил и половины затрат. Желая спасти европейского массовое кино, Бессону, похоже, самому придется спасаться от французских кредиторов где-нибудь в Саранске.

Все худшее – детям

Надо отдать должное – при просмотре отчетливо видно, куда были потрачены огромные деньги и зачем заключались контракты с лучшими экспертами по спецэффектам. Мир «Валериана» крайне причудливый и красочный. Это самый настоящий двухчасовой ЛСД-трип по сознанию Бессона. Режиссер будто решил конкурировать в безумии с «Риком и Морти»: мир «Валериана» населяют мозговые медузы, бабочки-канаты и белочки, испражняющиеся жемчугом. Огромная вселенная культовых комиксов здесь показана максимально широко. Но только показана – ее законов, истории и особенностей каждой из рас мы так и не узнаем.

«Валериан» – не кино, а настоящий мультфильм. Опоздав на сеанс вы легко можете подумать, что попали не в тот зал. Спецэффекты здесь в каждой сцене и выглядят настолько мультяшно, что фильм сам забывает о том, что он фильм. За счет этого и происходит крах во всем: от сюжетного повествования до актерской игры. Актеры здесь нарочито мультяшно кривляются, а их персонажи состоят сплошь из плоских штампов, равно как и диалоги.

Кастинг – едва ли не самый провальный в истории кино. На роль героя альфа-самца Валериана почему-то выбран талантливый, но щуплый и наделенный зловещим шармом Дэйн ДеХаан. Кара Делевинь – совсем не актриса главных ролей. Она изумительно красивая и веселая девушка, почему-то решившая, что умеет играть и петь. За второй план откровенно больно: ужасно прописанными персонажами Бессон будто бы спровоцировал у гениальных Итана Хоука и Клайва Оуэна деменцию. Единственный более-менее здорово продуманный, изображенный и сыгранный персонаж здесь на счету Рианны. И это самый настоящий приговор для любого фильма.

Статья по теме

Знаете ли вы сумасшедшую вселенную Рика и Морти?

Нарочитая мультяшность и пущенное на самотек производство указывают лишь на одно – «Валериана» смогут вынести только дети, не перешагнувшие порог средней школы. Для них здесь есть все: от завораживающей картинки до кривляний и гэгов. Сюжет здесь лишний, хотя в лучших детских фильмов центральная роль традиционно отводится ему. Бессон же, то ли сам пребывает в инфантильном кураже, то ли откровенно плюет в аудиторию. Француз вручил зрителям кислую конфету в позолоченном фантике.

Форма > Содержания

Провал «Валериана» стал очередным поводом для разговора о главной проблеме современного кино и искусства в целом – победе формы над содержанием. Сдвиг в сторону эстетики – характерная черта постмодерна. В случае искусства люди сегодня простят многое «за красивые глаза». Только вот показать в них душу способен не каждый художник.

Практически все сегодняшние блокбастеры визуально безупречны. Но при этом у каждого второго встречаются серьезные проблемы с сюжетом. Киновселенная DC началась с провалов именно по этой причине, те же грехи все чаще остаются и за Marvel, фанаты жалуются, что и «Звездные войны» уже не те, а любой западный ремейк культовых картин – синоним катастрофы. Страстью к обожествлению визуала грешат и большие авторы. Одержимый красотой насилия и геометрии Николас Виндинг Рефн в последних двух картинах довел съемку до совершенства, сделав все повествование исключительно визуальным – основная аудитория просто-напросто не способна раскусить сложные символы и понять сюжет. А один из самых нашумевших авторских фильмов последних лет – «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту – оказался эпически снятой, но невероятно скучной и безликой историей для канала Discovery.

Статья по теме

«Друзья» в кино. Что получилось, а что нет у второй части «Стражей галактики»

По тому же пути пошел и Бессон. Французский режиссер и так никогда не отличался особой глубиной картин – даже в его лучших творениях («Леон», «Пятый элемент») довольно простая и понятная любому проблематика. За счет этого он и набрал популярность, элегантно выводя зрителя на диалог о вечных вопросах бытия, вроде любви и смерти. Провал «Жанны Д'Арк» заметно подкосил Бессона – в новом тысячелетии он не слишком удачно обратился к любителям артхауса с «Ангелом А», после чего сосредоточился на детской аудитории, перейдя в анимацию. Сейчас француз все чаще помогает рассказывать простые истории другим, выступая в роли продюсера и сценариста множества популярных проектов («Такси», «13-й район», «Перевозчик», «Заложница»). Его же собственные творения продолжают радовать глаз, но не сердце. «Валериан и город тысячи планет» в очередной раз доказал это: фильм получился ровно таким же, как его главная звезда Кара Делевинь, – безумно красивый внешне, но совершенно бесталанный.

Фото: Desktop Wallpapers

Комментарии