Сорвало «Башню». Экранизация эпика Кинга провалилась
«Темную башню» не спасают даже Мэттью МакКонахи и Идрис Эльба. «Футурист» рассказывает о фильме, который ожидаемо расстроил и готовится превратиться в сериал
Успеть за полтора часа
Если бы о попытках экранизировать цикл романов Стивена Кинга делали фильм, он бы точно получился интереснее, чем «Темная башня». Проданными всего за 19 долларов 19 центров правами на 8-томник пытались воспользоваться несколько лет. Среди режиссеров фигурировали имена Джей Джей Абрамса, Акивы Голдсмана и Рона Ховарда, а на главные роли звали Рассела Кроу, Кристиана Бейла, Лиама Нисона, Виго Мортенсена и Хавьера Бардема. Режиссеры открещивались от проекта из-за сложности адаптации масштабной истории, актеры – в виду занятости и неразберихи. Доигрались: режиссером стал малоизвестный датчанин Николай Арсель, а на роль белокожего, высокого и голубоглазого Стрелка взяли Идриса Эльбу.
Начиналось многообещающе – Арсель обещал вписаться в небольшой бюджет (от Ховарда и Бардема отказались именно из-за огромных затрат) и донести основные мотивы истории. Шли съемки, пока вдруг не выяснилось, что датчанин решил уместить 8-томный эпик в 95 минут экранного времени. Боссы Sony вряд ли были очарованы такой концептуальностью, но рыпаться было поздно: график МакКонахи – штука упрямая. Пришлось несколько раз переснимать и перемонтировать, чтобы пополнить почти такой же 8-томный список больших провалов студии. Создание «Темной башни» вполне под стать строительству вавилонской.
Магнетизм МакКонахи
Главная проблема «Башни» даже не в спецэффектах из 2007-го и не в сценарии от клише-бота, а в неуверенном топтании между жанрами. Фильм одновременно пытается быть и боевиком, и вестерном, и фэнтези, даже подростковой антиутопией, не являясь на деле ни чем из этого списка. Эльба как всегда неприлично крут, но нет, ни разу не Клинт Иствуд; дряхлый экшн не испортит сильнее даже CAMRip; вроде бы есть чудовища, расы и карты миров – но об этом всем ровным счетом ничего не рассказывают; «нитакой как фсе» подросток не выглядит героем даже на фоне персонажей «Дивергента». Обычно подобные фильмы выпускают сразу на DVD.
Но нет же, у нас тут долгострой, армия фанатов и звезды первой величины. Хавать рваное повествование, картон персонажей и диалоги уровня дешевых комиксов зрители привыкли давно – подобный рацион повторяется из года в год. Фильм вполне могли вытянуть талантливые актеры, но и им дебютирующий в Голливуде скандинав не дал разгуляться, стеснив рамками клишированных персонажей. Здесь даже на втором плане есть способный поселиться в твоих кошмарах Джеки Эрл Хейли и редкий пример талантливой модели-актрисы – Эбби Ли Кершоу. Но кому далась их пластичность, если по сценарию они абсолютно каменные – не более, чем просто функции и окружение местного Доктора Зло.
А вот он как раз таки хорош. Как и местный Стрелок, при всей его экзотичности. МакКонахи и Эльба спасают фильм, окутывая зрителя природным шармом. Да, Человек в черном (МакКонахи) здесь злой просто потому что злой и хочет разрушить башню просто потому что хочет – здесь же не 8 томов, чтобы раскрывать персонажа, а всего полтора часа. Но как же он хорош в своем ледяном спокойствии! По тихому приказу «Перестань дышать!» дыхание одинаково перехватывает, что у персонажей, что у зрителей. Даже особенно не утруждаясь, МакКонахи приковывает внимание и запоминается. Не мешает даже вторичность – демонстрируя смесь Килгрейва из «Джессики Джонс» и своего же Киллера Джо, он заставляет болеть даже за персонажа без мотивации.
С Эльбой все не так однозначно. И дело совсем не в предубеждениях и каноне. Ход стал бы до конца смелым и оригинальным, если бы в первой половине фильма в актера не вселялся призрак Хорошего из шедевра Серджио Леоне. Эльба перестает играть в Клинта Иствуда где-то к середине, когда превращается в типично комиксного угрюмого чужака посреди современного Нью-Йорка – очередное клише и простейший способ создания комичных ситуаций. Но при этом на другой чаше весов есть тонны брутальности – что еще нужно для протагониста-ковбоя? Экшн-сцены и драму в паре с небесталанным юношей Томом Тейлором Идрис отыгрывает безукоризненно. С кастингом в «Темной башне» полный порядок, непорядок лишь в «башнях» продюсеров и сценаристов.
Недооцененные отсылки
Есть еще как минимум один положительный момент, который, увы, вряд ли оценит массовой зритель. Следуя моде, и этот блокбастер напичкали тонкими пасхалками. В комнате главного героя (а именно он здесь центр повествования) – паренька по имени Джейк – можно заметить несколько интересных вещиц. На двери висят картинки с Робином – в «Темной башне» юноша, лишившийся родных людей, также является помощником угрюмого брутального супергероя. Чуть выше на стене сразу же бросается в глаза невероятно тонкий для такого прямолинейного фильма образ – тест Роршаха в виде лица Дедпула. Учитывая, что роль одного из злодеев играет как раз исполнитель роли Роршаха в «Хранителях», пасхалка получилась едва ли не интереснее всего сюжета. Не обошлось и без отсылок на то, чем вдохновлялся Стивен Кинг при создании «Темной башни». На афише кинотеатра «Глобал», мимо которого то и дело ходят герои, просто не могло быть изображено ничего, кроме надписи «Неделя спагетти-вестернов».
Шанс на спасение
Неиспользование потенциала креативных идей – еще одна проблема фильма. Пасхалки проскакивают мимо глаз, нестандартный образ Стрелка никак не обыгрывается, а приспешники злодея со спадающей кожей не выглядят жутко. Арсель умудрился перечеркнуть даже целый пласт повествования. В первые 15 минут он недвусмысленно намекал на параллель между психической травмой Джейка и мифологией мира «Темной башни». Дескать, мрак и огонь там, потому что у юноши проблемы и вечные кошмары, а Стрелок постоянно его спасает, борется с тьмой и выглядит так брутально, потому что представляет фигуру идеализированного отца, которого ребенок давно потерял. Намеки на психическую проекцию и иллюзорность Башни с окружающими ее мирами – интересная и понятная даже детям линия повествования. Но вместо рассказа о трудностях эскапизма Арсель сначала подает эти смыслы прямо в лоб словами персонажа психолога, а затем навсегда забывает эту тему, сконцентрировавшись на клишированных приключениях.
Однако при всех недостатках даже у такой «Темной башни» вполне мог бы быть успех. Но лишь при одном условии – превращении в сериал. Удивительно, но продюсеры додумались до такого хода, пусть и слишком поздно. Провал фильма теперь оправдывают тем, что он лишь должен запускать масштабное ТВ-шоу – продюсерам «Нелюдей» явно стоит взять аргумент на заметку. Только в отличие от сомнительного проекта Marvel, с «Темной башней» все совсем туманно. Шоураннером станет Глен Мазара – тот самый автор «Ходячих мертвецов». А вот по актерам пока никакой уверенности нет. Даже при обещании свято следовать писанию Кинга, сериал «Темная башня» рискует провалиться без Мэтью МакКонахи. Плюс фильм (то есть якобы пилотная серия) подсунула авторам подлянку – придется либо делать приквелы, либо изощряться и усложнять сюжет, что вряд ли пойдет на пользу. Пока вокруг сериала столько же загадок и проблем, как было вокруг создания фильма. Может быть, проекту стоит прислушаться к любимому заклинанию Человека в черном и просто перестать дышать?
Комментарии