Инструкция: что такое ICO, как его запустить и не облажаться

Сегодня курс биткоина и Ethereum держится на высоком уровне. В связи с этим ежедневно появляется множество новых криптовалют. Одним из популярных способов создания новых криптовалют и привлечения средств в блокчейн-стартапы стал ICO – новая модель краудфандинга для криптовалют. Однако, как это часто бывает с криптовалютами, возникает множество юридических вопросов, которыми умело пользуются мошенники – это отпугивает потенциальных инвесторов. Как успешно провести ICO-кампанию и привлечь деньги в проект, не потеряв доверие инвесторов – в материале «Футуриста».

1 Что такое ICO и зачем это нужно?

ICO – это относительно новая концепция привлечения средств для запуска новых криптовалют и блокчейн-проектов. Аббревиатура ICO означает Initial Coin Offering (англ. первичный выпуск монет). По сути, это модель краудфандинга. Компания выпускает определенное количество крипто-токенов, а затем продает их  своей целевой аудитории, чаще всего в обмен на биткоины или фиатные деньги.

То есть, пользователи перечисляют компании биткоины сейчас, а взамен получают новую валюту, которая поможет им получить от стартапа какие-то блага в будущем. Например, за Storjcoin X можно купить определенный объем дискового пространства в облачном хранилище Storj. В отличие от акций, токены не хранят информации о владельце. 

2 ICO подходит для любого проекта?

Нет. Если подойти к кампании неразумно, она может даже нанести ущерб стартапу. Некоторые предприниматели уверены, что ICO позволяет быстро собрать деньги и обойти длительный и дорогостоящий процесс регистрации первичного публичного  размещения акций. Когда концепция ICO только зарождалась, это было так. Но как и все, что связано с криптовалютами, ICO быстро развивается. Существуют неофициальные стандарты, которые теперь  де-факто играют роль требований к успешной кампании. Китами, на которых стоит рынок криптовалют, являются подлинность и прозрачность. Поэтому если вы хотите легких денег, у вас ничего не выйдет.

3 Итак, следует ли проводить ICO-кампанию для моего продукта?

Это зависит от того, можете ли вы органично интегрировать криптовалюту, которую вы продаете пользователям, в свой продукт. Например, "эфиры" изначально являлись токенами, выпущенными во время ICO-кампании для Ethereum, платформы для создания децентрализованных онлайн-сервисов (Đapps). Сейчас это вторая по значимости криптовалюта после биткоина.

Использование вашей валюты не должно ограничиваться операциями на бирже: это практически гарантирует крах после окончания ICO-кампании. Любой цифровой токен, выпущенный во время ICO, подвергается серьезному спекулятивному давлению на рынке. Единственное, что может противодействовать процессу обесценивания токена – это высокий спрос. А чтобы люди нуждались в вашей криптовалюте, она должна обладать реальной полезностью.

4 На чем мне следует сосредоточиться перед запуском ICO?

Практика многих успешных  ICO показывает, что аудиторию больше всего интересуют три темы: команда, цели проекта и защита интересов инвесторов. Поэтому вы должны четко определить и сформулировать, кто работает над продуктом, каковы его цели и какую ценность он представляет для участников ICO-кампании, и распространить эту информацию. 

5 Как собрать команду для ICO?

Никогда не разговаривайте с неизвестными.

С точки зрения инвестора, отличная команда, стоящая за проектом, является одним из наиболее важных факторов при принятии решения: участвовать в ICO или нет. Никто не будет инвестировать в анонимную команду. Крайне важно иметь список всех основных членов команды, а также их фотографии и профили в социальных сетях, открыто доступные любому потенциальному вкладчику. Одним из примеров ICO, использующего успешную команду, является ICONOMI. Члены этой команды в 2014 году создали обработчик биткоин-платежей Cashila. Их репутация помогла новому ICO собрать более 10 миллионов долларов. Конечно, трудно привлечь в команду профессионалов высокого уровня. Однако вы можете заручиться их поддержкой или консультацией – часто этого достаточно, чтобы вызвать доверие у аудитории. Кроме того, необходимо избегать текучки кадров до и во время кампании: это может привести к падению доверия инвесторов и снижению производительности вашего ICO.

6 Как донести до аудитории цели проекта?

Самое важное – четко сформулировать цели для себя. Нереалистичные или неясные цели –  основной сдерживающий фактор для инвестиций. Они создают впечатление, что команда либо не знает, что она делает, либо, что еще хуже, пытается обманывать людей. Поэтому вам необходимо составить так называемую белую книгу (англ. white paper), в которой четко обозначены технические аспекты продукта, проблемы, которые он намеревается решить, и какими средствами это будет достигнуто. Кроме того, у вас должна быть дорожная карта, в которой прописаны четко определенные и реально достижимые цели и их временные рамки. Однако помимо документации вы должны представить аудитории прототип вашего продукта. Только так вы сможете доказать вкладчикам, что их деньги не улетят на ветер.  

7 Как защитить интересы инвесторов?

Обязательно обеспечьте скидки инвесторам, которые внесут вклад в первые несколько дней кампании. Еще одно фактическое требование – сбор всех вкладов в кошельке с коллективной цифровой подписью. На основе открытых ключей участников вырабатывается коллективный открытый ключ. Имена всех владельцев ключей должны быть объявлены публично. Некоторые из этих ключей должны быть закреплены за людьми, которые не участвуют в вашем проекте, что служит дополнительной гарантией безопасности средств инвесторов.

Вы также должны убедиться в возможности возврата средств своим вкладчикам. Всегда есть вероятность, что вы не достигнете целевых показателей и будете вынуждены отменить кампанию.

8 Какие факторы важны непосредственно во время проведения ICO?

Конечно, вам захочется собрать деньги для проекта как можно быстрее. Однако в большинстве случаев ICO ограничены во времени, поэтому вам требуется хорошо подготовиться. Безопасно начинать кампанию после того, как вы соберете команду, определите цели проекта и обеспечите условия для инвесторов. Это занимает от двух до четырех месяцев. 

Другим важным аспектом является PR. Необходимо привлечь как можно больше внимания к своему проекту, поскольку рынок растет, и новые ICO-кампании появляются почти каждый день. Постоянно общайтесь со своей аудиторией до и во время кампании. Это поможет привлечь больше людей, а также обеспечить обратную связь. Основными каналами коммуникации здесь являются социальные медиа (Twitter и Facebook), а также форумы (Bitcointalk и Reddit). Лучше всего нанять PR-менеджера, задачей которого будет  мониторинг и ведение диалога с вашими потенциальными инвесторами на этих площадках.

9 Есть ли какие-либо специальные инструменты для проведения ICO?

Да, существуют специальные платформы, цель которых – облегчить процесс запуска ICO и инвестирования в него. Они работают так же, как Kickstarter, который объединяет различные краудфандинговые проекты и облегчает инвесторам поиск подходящего стартапа. Платформа Waves является одной из крупнейших подобных платформ. Это позволяет любому блокчейн-стартаперу создавать цифровые токены в считанные минуты и практически без затрат. Этой валютой можно оперировать на собственной бирже Waves. Такой подход может сэкономить много денег и усилий по сравнению с запуском собственного цифрового токена, что неизбежно связано с высокими затратами на разработку. Конечно, в этом случае компания меньше контролирует дальнейшее развитие токена, но если это не основной продукт компании, то компромисс может сэкономить силы и средства.

10 Чего следует избегать при запуске ICO?

Не нарушайте закон. Если вы имеете дело с чужими деньгами, вы должны постоянно проверять, законны ли ваши действия. Настоятельно рекомендуется нанимать адвоката при подготовке кампании. Блокчейн-отрасль не регулируется и изобилует историями обмана, поэтому участники очень осторожны. Любые признаки потенциально мошеннической деятельности моментально отпугнут аудиторию. Необходимо оставаться открытыми и честными, поддерживать связь с участниками и уведомлять их о ходе вашего проекта. 

Фото: giphy.com

Комментарии