Ученые прочитали мысли человека, который не может говорить

Технология сможет помочь людям, которые не могут общаться, все-таки общаться. Нейробиологи разработали устройство, которое может преобразовывать сигналы мозга в речь. Оно работает с использованием искусственного интеллекта. Статья опубликована в журнале Nature.

Эта технология еще недостаточно продвинута для использования вне лаборатории, хотя она может синтезировать целые предложения, которые в основном понятны. Ученые ранее использовали искусственный интеллект для перевода отдельных слов, в основном состоящих из одного слога. Теперь в технологии наметился значимый прогресс. Именно переход от отдельных слогов к предложениям является одной из вещей, которая делает текущую работу настолько впечатляющей. Технически это довольно сложно.

Многие люди, потерявшие способность говорить, общаются, используя технологию, которая требует от них крошечных движений для управления курсором, который выбирает буквы или слова на экране. Британский физик Стивен Хокинг, у которого была болезнь мотонейронов, один из известных примеров.

Поскольку люди, которые используют такие устройства, должны печатать слова по буквам, этот способ может быть очень медленными: только до десяти слов в минуту. Естественная разговорная речь, в среднем, 150 слов в минуту. Именно поэтому ученые задумались о совершенствовании системы.

Исследователи имплантировали электроды, подобные этим, в черепа участников, чтобы записывать сигналы их мозга

Исследователи работали с пятью людьми, у которых электроды были имплантированы на поверхность мозга как часть лечения эпилепсии. Сначала команда зафиксировала активность мозга, когда участники прочитали сотни предложений вслух. Затем ученые объединили эти записи с данными предыдущих экспериментов, которые определяли, как движения языка, губ, челюсти и гортани создают звук.

Устройство преобразует сигналы мозга в предполагаемые движения голосового тракта и превращает эти движения в синтетическую речь. Люди, которые слушали 101 синтезированное предложение, могли понять в среднем 70% слов.

Однако слушатели идентифицировали синтезированную речь, выбирая слова из набора вариантов. По мере того как количество вариантов возрастало, людям становилось все труднее понимать их. Так что у устройства еще большой путь к совершенству.

Источник: Nature.com