Эксперименты физиков могут уменьшить Землю до размеров футбольного поля

Мартин Рис, уважаемый британский космолог, в конце 2018 года сделал довольно смелое заявление, касающееся ускорителей частиц. По его мнению, существует маленькая, но реальная возможность катастрофы.

Ускорители частиц, такие как Большой адронный коллайдер, стреляют частицами с невероятно высокой скоростью, разбивают их друг о друга и наблюдают за осадками. Эти высокоскоростные столкновения помогли обнаружить много новых частиц, но, по словам Риса, существует некий риск.

В своей книге «Будущее: перспективы человечества» он дает довольно мрачные прогнозы.

«Может образоваться черная дыра, которая засосет все вокруг. Также пугает вероятность объединения кварков в сжатые объекты, называемые странглетами. Само по себе это было бы безвредно. Однако, согласно некоторым гипотезам, странглет может путем заражения преобразовать все, с чем он сталкивается, в новую форму материи, и таким образом превратить всю Землю в сверхплотную сферу около ста метров в поперечнике», – пишет Рис.

Это примерная длина футбольного поля. И это еще не все. Третий способ, которым ускорители частиц могут уничтожить Землю, по словам Риса, – это «катастрофа, которая захватит само пространство».

«Пустое пространство – то, что физики называют вакуумом – больше, чем просто ничто. Это арена для всего, что происходит. В нем скрыты все силы и частицы, управляющие физическим миром. Нынешний вакуум может быть хрупким и нестабильным. Некоторые полагают, что концентрированная энергия, созданная при столкновении частиц, может вызвать "фазовый переход", который разорвет ткань пространства. Это будет космическое бедствие, а не только земное», – рассказывает автор книги

Стоит ли нам волноваться?

Конечно, работающие с Большим адронным коллайдером (БАК) ученые, могут все пояснить.

«Группа по оценке безопасности БАК подтверждает и расширяет выводы доклада 2003 года о том, что столкновения на БАК не представляют опасности и причин для беспокойства нет. Что бы ни делал БАК, природа уже делала это много раз за время существования Земли и других астрономических тел», – пишет ЦЕРН (Европейская организация по ядерным исследованиям) на своем сайте.

И это важный момент – космические лучи в основном являются естественными версиями того, что делают БАК и другие ускорители частиц. И эти лучи постоянно падают на Землю.

«Могут ли странглеты сливаться с обычной материей и превращать ее в странную материю? Этот вопрос впервые был поднят перед запуском релятивистского коллайдера тяжелых ионов RHIC в 2000 году в Соединенных Штатах. Исследование показало, что причин для беспокойства нет, и теперь, спустя восемь лет работы RHIC, странгелеты так и не были обнаружены», – поясняют ученые

Большой адронный коллайдер

Даже покойный физик-теоретик Стивен Хокинг благословил ускоритель частиц: «Когда БАК заработает, конец света не наступит. Он абсолютно безопасен. Столкновения, высвобождающие большую энергию, происходят миллионы раз в день в атмосфере Земли, и ничего страшного не происходит», – сказал Хокинг.

В чем прав Рис?

Он объясняет, что многие научные достижения могут иметь риски, но это не значит, что нужно полностью прекратить эксперименты: «Инновации часто опасны, но если мы отказываемся от рисков, мы можем отказаться и от преимуществ. Тем не менее, физики должны быть осмотрительны в проведении экспериментов, которые создают условия, не имеющие прецедента даже в космосе. Многие из нас склонны отмахиваться от этих рисков как от научной фантастики, но игнорировать их не стоит, даже если вероятность крайне мала».

Читайте еще: Через 49 лет Земля может столкнуться с астероидом. Какими будут последствия?

Источник: Sciencealert