8 привычных вещей, от которых ломается мозг

Порой даже самые привычные вещи и явления делают странные вещи с нашим восприятием. Так уж получилось, что в ходе эволюции мозг приобрел некоторые очень интересные особенности.

Двери

С каждым бывало такое, что, входя в комнату с какой-то целью, вы ее тут же забываете. Оказывается, в этом виноваты двери. Психологи из университета Нотр-Дам обнаружили, что дверной проем работает как так называемая граница событий (event boundary), которая отделяет один набор мыслей и воспоминаний от другого. Ваш мозг избавляется от мыслей, которые были в предыдущей комнате, готовясь к новой локации.

Сигнал заднего хода

Если вы не можете сконцентрироваться, когда слышите этот писк, то во всем виноват эволюционный сбой. Естественные звуки происходят в процессе передачи энергии от одного объекта к другому (например, удар палочкой по барабану) и постепенно рассеиваются. Так мы понимаем, что произвело этот звук и откуда он. Но сигнал заднего хода у автомобилей не затухает и не исчезает, поэтому мозгу трудно с ним справиться.

Открытые пространства

Когда мы ходим по пространствам без ориентиров, например, в пустыне, мы начинаем бродить по кругу. Несмотря на то, что нам кажется, будто мы идем по прямой, на самом деле мы невольно отклоняемся от курса, в итоге описывая круг диаметром примерно 20 метров. Исследователи из Института биологической кибернетики им. Макса Планка, выяснили, что в таких случаях с каждым шагом человека в вестибулярном аппарате происходят небольшие отклонения. Этого не случается, если мы можем соотнести наши передвижения с чем-то вроде здания или горы.

Привлекательность

Все знают, что не нужно судить о книге по ее обложке, но наш мозг упорно наступает на те же грабли. Тут работает гало-эффект: мы проецируем общее впечатление о человеке на частности в его характере. Так, когда мы встречаем кого-то красивого, нам кажется, будто перед нами человек умный, добрый и порядочный. Это самый распространенный пример гало-эффекта, который также известен как стереотип физической привлекательности.

Нахождение на высоте

У многих людей во время нахождения на большой высоте, особенно впервые, возникает странное чувство отрешенности. Это ощущение также известно как феномен отрыва (breakaway phenomenon). «Вам кажется, будто вы потеряли контакт с землей, даже если вы находитесь в самолете или здании», – говорит доктор Джеймс Джордано, профессор неврологии и биохимии Медицинского центра университета Джорджтауна. Чаще всего это происходит во время полета, хотя иногда случается и когда человек стоит на вершине здания или на балконе. Причем это ощущение никак не связано со страхом высоты – оно, наоборот, заставляет людей чувствовать себя спокойно и мирно.

Неудачный гастрономический опыт

Если однажды у вас был неприятный опыт с едой, после которого вы не можете есть какое-то блюдо – в этом снова виноват ваш мозг. Например, вы можете вспоминать неприятный вкус пищи, даже если на самом деле она вам нравится. Это известно как эффект Гарсия. Если вы почувствовали тошноту или вам просто стало плохо после какой-то пищи (даже если причина не в ней), скорее всего, у вас останется неприятие к ней. Неудивительно, что это часто происходит с некоторыми видами алкоголя.

Стрелки

Хоть они и кажутся простыми, стрелки могут «поломать» наш мозг. Они могут искажать наше восприятие расстояния, направления и длины. Они используются в некоторых оптических иллюзиях, например в иллюзии Мюллера-Лиера и в задаче Фланкера. В первом случае из-за стрелок кажется, что строки имеют разную дину, а во втором стрелки выполняют роль «неуместных стимулов», указывая ошибочное направление.

Торговля

Маркетологи могут заставить вас хотеть то, чего вы на самом деле не хотите. По словам доктора Деборы Сирси из Флоридского Атлантического университета, ритейлеры всегда используют один прием: они говорят вам цену товара, а потом пытаются убедить вас купить его. Если вы скажете, что цена слишком высокая, они ее снизят. Так, ваш разум все еще «привязан» к более высокой цене, и вы думаете о том, какую выгоду получили. Но если продавец сразу предлагает низкую цену, то шанс удачной сделки резко падает. Ощущение удачной сделки – то, на чем играют многие продавцы.

Источник: rd.com

Источник: Футурист.ру
Фото: Open for Ideas

Комментарии