Вороны могут изменить культурную эволюцию. Все благодаря суперобучаемости

Известный факт: вороны могут создавать и использовать инструменты. Но как они это делают? Ученые выяснили, что птицы могут запоминать форму инструмента и воссоздавать его по памяти.

Исследователи наблюдали за тем, как новокаледонские вороны создают инструменты в дикой природе, в частности крючковатые и колючие предметы, с помощью которых можно ловить насекомых в труднодоступных местах. Однако пока еще неясно, как именно они изучают устройство этих инструментов и учатся модифицировать их. Является ли это чем-то инстинктивным, или молодые вороны учатся этому у старших сородичей?

Хотя новокаледонские вороны обращают мало внимания на себе подобных, в разных областях были найдены разные предметы. Десятилетия наблюдений говорят, что разные популяции воронов создают свои собственные модификации инструментов, которые сохраняются и улучшаются в течение поколений.

Это может быть примером кумулятивной культурной эволюции, которая редко наблюдается у каких-либо видов, кроме людей. Но в случае с воронами это утверждение правдиво в том случае, если они действительно запоминают устройство предметов для последующего их конструирования.

Чтобы понять, способны ли птицы на это, группа исследователей, возглавляемая психологом Сарой Джелберт из Кембриджского университета, провела эксперимент, в котором наблюдались восемь диких особей новокаледонских воронов.

Сперва они научили воронов распознавать хорошие инструменты. Каждой птице было предложено выбрать один из четырех билетов для «вендингового аппарата»: два маленьких и два больших. Было два варианта: лакомство давалось либо за большую карточку, либо за маленькую. Сначала птиц научили использовать большую карточку, и потом маленькую. Когда «правильная» карта вставлялась в кормушку, человек с другой стороны давал мясо для птицы.

И тут начинается самое веселое. С каждой фазой размер карточек увеличивался. Воронам даже не показали, что именно нужно делать — они сами использовали свои клювы и когти, чтобы разорвать эти карточки на карточки поменьше так, чтобы «подогнать» под правильный размер. Это пример создания собственного инструмента по образу уже увиденного.

Некоторые вороны определенно показали лучшие результаты, и те, кто отказался умнее, проявили явные способности запоминать размер карты и копировать ее как можно лучше. Ученые отметили, что реплики, которые вороны делают в дикой природе точнее, ведь предложенные в рамках эксперимента карточки и не имели перфорации, в то время как в естественной среде птице не составляет труда рвать листья.

Конечно, потребуются дальнейшие эксперименты, чтобы выяснить, насколько быстро вороны запоминают форму инструмента, ведь наверняка в дикой природе на это потребуется больше времени, чем в условиях быстрого эксперимента.

Источник — Nature