«Мы уже переросли идею Илона Маска» - глава Hyperloop Technologies Дирк Алборн
Основатель Hyperloop Transportation Technologies Дирк Алборн на Петербургском международном экономическом форуме рассказал изданию «Хайтек», почему капсула «гиперпетли» будет в 10 раз безопаснее самолета, как транспортная система сможет зарабатывать деньги и почему технологии должны быть не только крутыми, но и экономически эффективными.
Что такое Hyperloop
Технологию гиперпетли, транспортной системы с поездами на вакуумной подушке, в 2013 году предложил основатель SpaceX и Tesla Илон Маск. По задумке автора, суперновые поезда должны перемещаться по тоннелю со скоростью более 700 км/ч с помощью технологии магнитной левитации. Сам Маск объяснил, что не может заняться проектом из-за сильной занятости, и предложил всем желающим воплотить его идею. Изюминка идеи в том, что такая транспортная система примерно в 10 раз дешевле в пересчете на километр пути, чем все существующие в мире.
Во всем мире над ней работают несколько компаний: Hyperloop Transportation Technologies, Hyperloop One, Arrivo. Еще одну, The Boring Company, основал сам Илон Маск в декабре 2016 года.
— Мы используем метод пассивной магнитной левитации: у нас есть постоянные магниты, они расположены в определенном порядке (так называемая магнитная сборка Халбаха) на алюминиевом рельсе. И когда капсула движется вдоль алюминиевого рельса, магниты создают подъемную силу, которая заставляет капсулу левитировать. Мы построили структуру в виде трубы с алюминиевым рельсом внутри.
Революция Hyperloop
Технология должна полностью изменить транспортную систему человечества. Сейчас в мире нет ни одной транспортной железнодорожной или подземной системы, которая приносила бы прибыль или могла бы содержать себя сама, — все транспортные системы субсидируют государства. В частности, подземка Нью-Йорка убыточна на $2,2 млрд в год. Система Хайперлуп не будет требовать высоких операционных расходов, а значит, сможет отбить инвестиции и стать прибыльной. Алборн уверяет, что это произойдет через 8-12 лет. Проезд на поезде должен быть бесплатным, уверен он. Систему монетизируют за счет просмотра рекламы пассажирами и предоставления им различных услуг в поездке.
О безопасности
— У самолета много внешних факторов, которые могут привести к катастрофе. В него что-нибудь может врезаться, может произойти утечка воздуха и разгерметизация салона. А мы не зависим от погоды, находимся в полностью контролируемом пространстве, ничто не может попасть на рельс, ничто не может угодить внутрь системы. Поэтому факторов риска в 10 раз меньше, а надежность — в 10 раз выше.
О шуме
— Это же в вакууме. Там не будет шумов. Ну может быть немного от электрики, но на этом все.
О расходе энергии
— Наша система будет работать на альтернативных источниках энергии — это солнечные панели, ветрогенераторы, а также, в зависимости от климата, даже геотермальная энергия. Мы будем ездить по одному и тому же тоннелю — и в идеале будем производить больше энергии, чем тратить. Например, судя по нашим исследованиям, в Калифорнии у нас точно будет оставаться лишняя энергия. За счет этого мы будем в первую очередь компенсировать собственные затраты, снабжать свою систему, а остатки всегда легко вернуть обратно в сеть или продать.
О сложностях
— Наши конкуренты, компания Hyperloop One, начали с разработки капсул, подходящих для перевозки грузов. На мой взгляд это неправильно — всегда нужно начинать с самого сложного. В конце концов, если это будет работать для людей, то и для грузов подойдет. Наша система примерно в 10 раз надежнее самолета, но нужно ее правильно построить. Тут проблема даже не в поиске технологий — они существуют, но нужно выбрать подходящую. Даже если капсулу разогнать до максимальной скорости, вы как пассажир никогда не захотите ее использовать. Вы же не хотите ехать с ускорением 4g. Самое сложное — обеспечить плавный разгон, высокий уровень комфорта, и чтобы это работало, а не просто добиться максимальной скорости (даже если это впечатляет медиа). Все эти вещи стоят дорого. Важно определить, какая из этих технологий максимально широко применима, какая обойдется дешевле при строительстве и использовании. Если я буду строить с использованием технологий активной магнитной левитации, широко применяемых на скоростных поездах сейчас, для этого потребуется слишком много энергии. По всей длине маршрута придется строить станции подзарядки. Наша система гораздо проще и дешевле в обращении.
Об Илоне Маске
— С самого начала мы старались оставаться независимыми и давали понять, что мы не аффилированы со SpaceX и Маском никоим образом. Мы неоднократно общались со SpaceX — они здорово помогли развитию нашего коммьюнити благодаря открытому конкурсу на создание капсулы хайперлуп, и Стив Дэвис, нынешний СЕО The Boring Company, нас поддерживает и знает, что мы открыты к сотрудничеству. Что до Илона Маска, то он очень занятой человек, у него ведь столько проектов одновременно. Мы не хотим прикрываться его именем ради выгоды. И потом, сегодня хайперлуп объединяет целый массив знаний, мощное коммьюнити и несколько компаний, которые разрабатывают эту систему. Маск привлек внимание к этой технологии — но идея существовала и до него, так что хайперлуп — это давно уже не только про Илона Маска.
О перспективах ближайших пяти лет
— Я надеюсь, что к тому времени мы разрулим с законодательствами и будем строить несколько систем хайперлуп по всему миру. Мы хотим получить новую технологию, которая сделает перемещение быстрее и дешевле, и уже работаем с транспортными компаниями, чтобы они повысили уровень качества перевозки пассажиров. Конечно, потребуется время, чтобы методом проб и ошибок создать целую новую экосистему бизнесов вокруг хайперлуп, но я уверен, что мы движемся в правильном направлении.
Наталья Суворова
Источник: «Хайтек»
Комментарии