Криптоэксперт: как инвестировать в криптостартапы и не прогореть

Юлий Зегельман, бизнес-ангел и криптоэксперт, рассказал, как на начальном этапе понять, в какой проект стоит вложиться, а в какой нет.

Перспективность проектов определяю по таким критериям:

1) Наличие понятной и реалистичной бизнес-модели.
2) Наличие существующей и серьезной масштабируемой блокчейн-технологии.
3) Известность и успешность команды, ведущей проект и отдельных ее участников.

Кейс о провале проекта

Ситуаций, когда интуиция помогала сохранить мне деньги, и я в последний момент принимал решение не инвестировать, было довольно много. Одна из них случилась с проектом из тревел-индустрии.

Первое впечатление о нем было хорошим. Казалось, у них есть выручка, интересный метод продвижения и технология, CEO очень убедительно продавал. Но почему-то у меня были сомнения. Все казалось слишком красиво, при этом понимания, как проект будет двигаться вперед, особо не было. Команда больше уделяла времени фандрайзингу и выступлениям, чем развитию бизнеса.

Тогда я взял паузу на 1-2 месяца, решил повременить. Было явное впечатление, что все заняты поездками на конференции, а продуктом не занимается никто. Через 2-3 месяца я попросил новые метрики, и они оказались такими же, какими были изначально. Проект не рос, продаж было мало. Через год он закрылся. Я знаю нескольких инвесторов, которые потеряли там деньги.

Вывод здесь простой: проект может быть привлекательным, его «вывеска» – блистать. Но правильно говорят, что «не все то золото, что блестит». Здесь нет места необдуманным решениям.

Советы для криптоинвесторов

Я хотел бы дать несколько советов тем, кто планирует плотно заняться криптоинвестициями:

1) Обязательно обращайте внимание на «фундамент» стартапа, то есть на его бизнес-модель и предлагаемые принципы работы. Если в текущей экономической ситуации в ближайшие год или два проект нереализуем, то слишком амбициозно думать, что ситуация поменяется под бизнес-модель, а не наоборот.

2) Доверяйте своей интуиции и опыту – не вкладывайте средства в компании, которые кажутся вам хотя бы немного подозрительными, или представители команды которых вам почему-то не нравятся.

3) Выждите некоторое время перед тем, как вкладываться. Помните – «держи голову в холоде». Это как раз о предпринимателях;

4) Обращайте внимание на особенности ведения бизнеса в той стране, в которой вы планируете заняться инвестициями. Проект может быть успешным в одной стране и провальным – в другой.

5) Тщательно изучите технологию, которая будет основной для вашего проекта. За красивыми словами, описывающими идею некоего проекта, может скрываться пустота.

6) В 2018 году стоит больше внимания обращать на действия институциональных игроков – они постепенно заходят на криптовалютный рынок и начинают вкладывать средства, хотя и действуют осторожно.

В чем разница между криптостартапами в России и США

В США гораздо меньше внимания уделяют ICO как конечной цели. Больше – развитию самого бизнеса, где финансирование – это средство, а не самоцель. Криптоинвесторами за океаном становятся, по моим наблюдениям, преимущественно венчурные инвесторы, давно и долго работающие на традиционном рынке.

Что касается России, то здесь все немного иначе. Во-первых, предприниматели фокусируются на ICO. Для многих отечественных стартапов получение прибыли, развитие компании – нечто второстепенное. В первую очередь все силы пускаются на привлечение средств, часто без особого понимания что делать дальше. Не все работают именно так, но я бы сказал, что это почти традиционная для России схема.

Инвесторами в России становятся как венчурные инвесторы, так и люди со стороны, кто интересуется новыми для себя возможностями. В Москве есть большое количество профессионалов, разбирающихся в блокчейне и криптовалютах. Наверное, больше, чем в Сан-Франциско.

Источник: Rusbase

Источник: Футурист.ру
Фото: elevenews.com

Комментарии