Влияние музыки на мозг: правда и вымысел

1. Тема влияния музыки на мозг человека захватывала умы многих мыслителей. В 1991 году французский исследователь Альфред Томатис описал так называемый «эффект Моцарта». Якобы с помощью музыки Моцарта можно тренировать мозг, потому что звуки определенной частоты способствуют его развитию и восстановлению.

В 1993 году эта гипотеза была проверена командой ученых, состоявших из Фрэнсиса Раушера, Гордона Шоу и Кэтрин Кэй. На примере одного из блоков IQ-теста оказалось, что «эффект Моцарта» действительно значительно улучшает пространственное мышление, однако длится не более десяти минут.

2. Важно отметить, что исследование Раушера-Шоу-Кэй не содержало в себе выводов о том, что гипотеза полностью подтвердилась и «эффект Моцарта» действительно оказывает серьезное влияние на мозг. Однако, сам факт исследования помог распространить миф, к которому начали относиться как к широко известному факту.

3. Эксперименты, последовавшие за первым масштабным исследованием гипотезы, показали, что Моцарт, возможно, совершенно не имеет к этому отношения. Людям, предпочитавшим Шуберта, предлагали пройти IQ-тест после прослушивания музыки Шуберта и они показывали похожие результаты. Таким образом, это говорит о том, что улучшает пространственное мышление не конкретная последовательность или частота звуков, а индивидуальное когнитивное восприятие. Однако, и в подтверждение этой теории четких научных доказательств не существует, так как наличие корреляции не обязательно означает наличие связи.

4. Помимо мифа о том, что пассивное потребление музыки улучшает интеллект, существовало и популярное мнение о том, что игра на музыкальных инструментах способствует интеллектуальному развитию. В реальности же этому так же нет никаких доказательств, хотя работа с музыкальными инструментами и способна развить у человека отдельные функции мозга, такие как память, грамотность и чувствительность к звукам и речи.

5. В 2015 в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовали исследование о влиянии музыкального обучения на развитие мозга у двух групп подростков из школы в Чикаго. Первая группа обучалась игре на музыкальных инструментах, а вторая проходила военную подготовку. Спустя три года оказалось, что подростки из музыкальной группы развивались намного быстрее, чем из сверстники из военной.

Исследователи предлагают два объяснения этому факту. Одни склоняются к теории нейронных связей и ритмов, согласно которой за музыкальное и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга. Другие поддерживают теорию Лоуренса Парсонса о том, что здесь ключевую роль играет «мысленное вращение», связанное как с чувством ритма, так и с пространственно-временным мышлением.

Источник: Geektimes

Источник: Футурист.ру
Фото: nerdist.com

Комментарии