Коллективный вуайеризм: зачем люди смотрят ток-шоу про сексуальное насилие
История Дианы Шурыгиной захватила телевидение и интернет. В причинах этого коллективного безумия разбирался «Футурист».
Компенсация за бесполость
Кадр из фильма «1984» (1984)
Отношение к сексуальности в России несет на себе болезненную печать исторического процесса. Социолог Игорь Кон в своих работах отмечал, что история советской культуры состояла из «сексофобских» идеологических кампаний: от запрета фокстротов и других западных танцев на танцплощадках и попыток Лениздата запретить изображения Венеры Милосской на обложках книг до «комсомольского» стиля одежды, который скрывал физические отличия между мужчиной и женщиной. Такое отношение к сексуальности было обусловлено политически: оно позволяло власти утвердить контроль над каждой отдельной личностью.
«Когда спишь с человеком, тратишь энергию; а потом тебе хорошо и на все наплевать. Им это – поперек горла. Они хотят, чтобы энергия в тебе бурлила постоянно. Вся эта маршировка, крики, махание флагами – просто секс протухший. Если ты сам по себе счастлив, зачем тебе возбуждаться из-за Старшего Брата, трехлетних планов, двухминуток ненависти и прочей гнусной ахинеи?» – так героиня романа Оруэлла «1984» описала отношение к сексуальности в условиях тоталитарного режима.
После краха советского режима государственная власть ослабла, а вместе с ней ослабли и формы идеологического и социального контроля. Секс начал выходить из подполья. Население России, воспитанное в «медиацелибате» и приученное к замалчиванию темы секса, столкнулось с потоком обнаженки с экранов телевизоров, пошлых тем в творчестве музыкантов и художников и открытым обсуждением гомо-, би– и транс-сексуальности. Табуированная ранее тема секса начала буквально «резать глаза»: в порядке компенсации за вынужденное многолетнее «воздержание» и «бесполость», а также из кассовых соображений режиссеры и пиар-менеджеры начали по поводу и без повода «раздевать» догола звезд телеэкрана и провоцировать обсуждение их сексуальной жизни. Это вызвало панику в отношении пошатнувшихся норм морали и новую волну сексофобии в обществе. Но стремление подглядеть в замочную скважину к соседу никуда не исчезло.
«Люди читают романы, смотрят мелодрамы или кино, потому что интересно наблюдать за чужой жизнью с ее пикантными подробностями. Самые просматриваемые ролики на YouTube или в Instagram содержат голое тело и все, что связано с сексом. Тема секса остается табуированной. В ток-шоу же предлагают и мелодраму, и секс, и все это с участием реальных людей, а не актеров», – отмечает психолог Елена Добробабенко.
«Не дают хлеба – дайте хотя бы зрелищ»
Американские социологи 70-х доказали, что интересом народа движут буквы «С»: смерть, секс, скандал, спорт, смех. Успешные медиаменеджеры играют на скрытых интересах и потребностях аудитории, выдавая в эфир дозированное количество этих компонентов. Успешное сочетание «букв С» практически гарантирует успешный медиапродукт. История с Дианой Шурыгиной – несовершеннолетней, изнасилованной на вечеринке, за что молодой человек получил условный срок – сочетает в себе практически все необходимые компоненты.
По мнению психолога Елены Добробабенко, тема сексуального насилия, привлекает аудиторию не только своей табуированностью, но и тем, что в ней есть две противоположные, категоричные позиции, одну из которых неизбежно захочет занять зритель. Осталось лишь грамотно вызвать эмоциональную реакцию – а это уже задача ведущего и эфирного продюсера.
Восприятие сексуального насилия на экране зависит исключительно от того, как преподнесена тема. Во время съемок одной из программ «Пусть говорят» мне хотелось если не встать и выйти, то хотя бы затаиться, чтобы меня снимали как можно меньше. Потравили мальчика – кинулись девочку травить. Ощущалось колоссальное нагнетание. Возможно, на экране этого не было видно: далеко не все, что происходит на ток-шоу, попадает в эфир. Но эмоции там поставлены на поток и вызываются совершенно конкретными приемами – грамотно поставленные интонации ведущего и блокирование людей, желающих выразить альтернативную точку зрения», – рассказывает Добробабенко.
Один из недостающих и важных ингредиентов, смех, появился в истории благодаря пользователям соцсетей. Крупные телеканалы все чаще запускают в сеть мемы, чтобы привлечь внимание более молодой целевой аудитории, которая отказалась от просмотра телевизора, гордо эмигрировав на YouTube. Первый канал раскрутил историю Дианы среди людей старшего поколения, а социальные сети захватили более юных потребителей, которые начали распространять картинки и вирусные видео – и создавать новые уже самостоятельно.
Эта вечеринка на похоронах морали, по мнению психологов – один из мрачных и жестоких способов преодоления личного и общественного кризиса.
«У людей мало удовольствия, развлечений. Жизнь темная. Можно сто раз сказать, что каждый человек – кузнец своего счастья. Не дают лекарства от рака, денег не платят – зато смотри, какое солнце красивое. Это не то, что нужно человеку. В таких условиях даже черная «развлекуха» идет на ура: ведь можно показать ситуацию еще мрачнее, чем у нас – и мы будем этому рады. Не дают хлеба – дайте хотя бы зрелищ. Общество объединяется над несчастным мальчиком или несчастной девочкой. Это заложено не только в ментальности, но и в человеке. Когда общество накормлено, оно тоже придумывает себе извращения. Но они более позитивные», – отмечает психолог.
Комментарии