Чертоги разума: как прокачать память за 40 дней
Для многих людей вспомнить, куда они положили ключи – уже большая проблема. Мы привыкли считать уникальными тех немногих, кто помнит число Пи до тысячного знака после запятой или способен рассказать всю «Одиссею», ни разу не подглядев в текст. Оказывается, каждый из нас может научиться тому же всего за шесть недель.
Прогулка по дворцу памяти
Анатомия мозга не играет роли в запоминании. У людей с суперпамятью он ничем не отличается от мозга среднестатистического человека. Однако работает такой мозг совсем иначе: в нем функционируют другие нейронные связи. Улучшение навыков запоминания приводит к переменам в мозговой деятельности. Таким образом, после регулярных тренировок человек, который забывает забрать сдачу в магазине или вечно теряет пульт от телевизора, может приблизиться к тем, кто способен называть тысячи простых чисел. Соответствующие результаты были опубликованы в Neuron 8 марта.
Исследователи из Медицинского центра Radboud University в Нидерландах устраивали соревнования между 23 чемпионами мира по запоминанию и 51 человеком со средней памятью. В самом первом состязании «люди-компьютеры» порвали своих нетренированных соперников. Участникам дали посмотреть список из 72 слов. Через 20 минут люди с суперпамятью смогли воспроизвести в среднем 70,8 слов. Испытуемые с обычной памятью запомнили всего 39,9 слов.
Затем «новичков» распределили по трем группам и начали их тренировать. На каждую тренировку уделялось полчаса в день. Одна из групп в течение 40 дней изучала метод локусов – стратегию запоминания, которую использовали древнегреческие и римские ораторы. Эту мнемоническую технику называют дворцом памяти или чертогами разума. Метод основан на пространственной мнемонике. Человек должен представить себе дворец или улицу – любое пространство, состоящее из определенного количество локаций – и населить его объектами, которые необходимо запомнить. Прогуливаясь по воображаемому дворцу памяти, человек вспоминает их расположение и таким образом может воспроизвести по памяти длинный список.
Другая группа участников в это время улучшала кратковременную память. Они должны были одновременно следить глазами за чередой местоположений и слушать числа. Остальные испытуемые не готовились вообще.
После курса тренировок люди, изучавшие метод локусов, справились с запоминанием слов почти так же хорошо, как эксперты по памяти. Емкость их памяти увеличилась примерно в два раза: они смогли запомнить 62 слова. Испытуемые, пользующиеся «чертогами разума», не утратили своих навыков даже четыре месяца спустя. В других группах значительного улучшения навыков памяти не наблюдалось: в то время, как их коллеги увеличили свой запас памяти на 35 слов, они прокачали навык всего на 7 (нетренированные) и 11 (с навыками кратковременного запоминания) слов.
Как меняется мозг
Мартин Дреслер, невролог из Медицинского центра Университета Радбуда в Нидерландах и один из авторов исследования, заранее знал, что метод локусов окажется эффективнее прочих.
«Наш мозг и память не приспособлены к запоминанию абстрактной информации, такой как слова и цифры. Они заточены под конкретную информацию, необходимую для навигации по окружающей среде и поиска мест, связанных с едой», – объясняет Дреслер.
Ему было важно понять, как именно меняется мозг во время тренировок на запоминание слов и чисел. Ученые провели сканирование мозга до и после обучения и выявили участки, которые активизировались одновременно. Это означало, что эти участки взаимосвязаны. Дреслер и его коллеги рассмотрели 2485 соединений в сети нейронов, важных для памяти и визуального и пространственного мышления. Обучение методу локусов перенастроило многие из этих связей, сделав некоторые связи более сильными, а другие – более слабыми.
Эти изменения оказались крупномасштабными. Они сосредоточились вокруг двух областей мозга – медиальной префронтальной коры, которая активизируется, когда индивидуумы соотносят новые знания с уже имеющимися знаниями, и правой дорсально-латеральной префронтальной коры, которая участвует в стратегическом обучении. Таким образом, ученые смогли сделать мозг обычного человека похожим на мозг чемпиона по запоминанию.
В отличие от новичков, люди с тренированной памятью имеют связи между более слабыми (синие) и более сильными (красные) областями мозга. Крупные сферы демонстрируют участки мозга, где сосредоточены нейронные связи, характерные для людей со сверхразвитым навыком запоминания
Метод локусов часто называют интересным, но бесполезным на практике трюком. Однако Дреслер уверен, что это не так. Его коллега и соавтор Борис Конрад является мастером запоминания. Этот мнемонический прием помог ему прокачать память до уровня, который Конрад демонстрирует на соревнованиях. За пять минут он запоминает 119 случайных слов, за полчаса – 2 865 цифр двоичной строки, за час – порядок карт в 18 колодах. Дреслер утверждает, что люди, подобные Конраду, не рождаются с исключительными навыками запоминания.
«Все они без исключения тренируются в течение долгих месяцев и лет, используя мнемонические стратегии для достижения высоких уровней производительности», – объясняет ученый.
Тем не менее, необходимо понимать, что это исследование основано на небольшой выборке испытуемых. Поэтому маловероятно, что ученым на самом деле удалось раскрыть секрет блестящего запоминания . Дальнейшие эксперименты позволят понять, как тренировки памяти изменяют связи в мозге и работает ли метод «чертоги разума» на более широкой выборке. Однако по словам невролога Крейга Старка из Калифорнийского университета в Ирвине, эта работа показывает, насколько пластичен человеческий мозг и как быстро он умеет адаптироваться к изменениям.
Комментарии