Вред вакцинации, влияние внешних факторов и другие политические мифы об аутизме

В настоящее время борьбу с ростом аутизма в мире все чаще связывают с деятельностью антивакцинного движения, идейные вдохновители которого считают: отказавшись от прививок для детей, мы можем остановить рост случаев аутизма. О том, справедливо ли это мнение, как на него реагируют эксперты и политики, и почему мир стоит перед угрозой большой ошибки, пояснили эксперты по вопросам аутизма Джесси Сингал и Стив Зельберман.

Аутизм как расстройство развития головного мозга связывают, в основном, с серьезными нарушениями социального взаимодействия, навязчивыми повторяющимися действиями, а также притупленным интересом к происходящему вокруг. Непосредственная причина возникновения заболевания относится к генам, ответственным за развитие синаптических связей в головном мозге. Отдельная дискуссия разворачивается на тему того, что становится виной возникновения этих расстройств: взаимодействие генов или мутации. Возникновение аутизма связано, прежде всего, с генами, однако то, что больше влияет на развитие болезни: взаимодействие генов или редкие сильные мутации, – до сих пор загадка.

Редко говорят о связи аутизма и веществ, провоцирующих врожденные отклонения. Сегодня в мире распространена точка зрения о влиянии вакцинации у детей на развитие аутизма. Однако научных доказательств эта гипотеза не получила. Северная Америка и Европа обеспокоены ростом статистики аутизма на 1% каждые 5 лет, начиная с 2007 г. Однако резкий скачок зафиксированных случаев заболевания начался задолго до 2007 г. Ситуация приобрела повышенную актуальность в глазах общественности. Но обоснованно ли это?

14 февраля Президент США Дональд Трамп на встрече с учителями, родителями школьников и секретарём Департамента образования США Бетси Девос выразил обеспокоенность «огромным ростом» случаев аутизма. Трампа заинтересовал опыт работы Девос в специальном центре образования в Вирджинии, где обучают детей, больных аутизмом. По данным Бетси Девос, на сегодняшний день один из шестидесяти восьми детей болен аутизмом. Президент США назвал ситуацию «невероятно ужасной» и спросил, чем могут помочь в ее разрешении политика и общество.

Однако эксперты в области изучения этой болезни не нашли доказательств того, что её распространенность сильно растет. Вот что на это сказал эксперт по аутизму NeuroTribes Стив Зильберман:

«Сегодня нет единого мнения относительно того, есть или нет какое-либо значительное увеличение фактической распространенности аутизма, абсолютно точно. Настоящая дискуссия разворачивается вокруг предполагаемого небольшого роста этого диагноза. И целый ряд факторов может повлиять на этот рост.

Например, доподлинно известна тенденция, что выше число детей-аутистов рождается у родителей пожилого возраста, и люди не спешат жениться и заводить детей прямо сейчас. Это тоже тревожная тенденция, однако эксперты схожи во мнении, что рост случаев аутизма не был ни огромным, ни поразительным и ужасным, как выразился Трамп».

Данные CDC (ЦКЗ) о росте этого явления, ставшие особенно распространенными пару лет назад, появились потому, что в 1990-х годах произошло расширение инструментов диагностики, и общественность получила большую осведомленность о синдромах аутизма, чем ранее.

Существуют любопытные тенденции в статистике больных аутизмом: так увеличение популярности использования лекарств при терапии аутизма, а также увеличение числа льгот стимулируют медицинские службы ставить этот диагноз официально, даже если симптомы расплывчаты и могут пересекаться с иными заболеваниями. Обратно в попытках избежать затрат на диагностику, скрининг, в случае сложностей с финансированием, диагноз «аутизм» вашему ребёнку могут не поставить или поставить с опозданием.

Другими словами, причин может быть несколько, включая научные и культурные изменения, которые повлияли на данные о динамике изменения этого явления. То есть тревожные сигналы о росте аутизма сегодня имеют, скорее, отношение к успехам науки, чем к реальному усугублению ситуации.

Другие эксперты в области аутизма поддерживают мнение Зильбермана. Диагност Сантош Джирираджан в 2015 г. обнаружил, что увеличение числа случаев аутизма совпадает с уменьшением показателей «умственной отсталости» среди детей, и предположил, что дети в данном случае просто перемещаются из одной категории в другую.

Аутизм, как становится понятно сегодня, на самом деле довольно новый диагноз. Совсем недавно, в 60-х и 70-х годах, некоторые исследователи ошибочно полагали, что заболевание, которое называют сегодня аутизмом, спровоцировано холодностью матерей и недостаточной их любовью. Вплоть до 1980-х гг. аутизм не рассматривался как генетическая проблема, а в 1990-х годах в школах начали лечение аутизма через специально составленные программы обучения.

Существует большая вероятность, что сегодня мы можем встретить достаточно много людей, родившихся в 60-х, 70-х или 80-х гг., кому диагностировали бы аутизм, родись они сегодня. Но тогда единственным, что о них заметили, было необычное поведение а детстве. Заметное увеличение случаев аутизма, скорее всего, говорит как раз об изменении подхода к диагностике.

Нет надежных источников, подтверждающих, что внешние факторы могут стать причиной аутизма. В качестве предположения, говорят о возможном влиянии некоторых продуктов питания, инфекционных заболеваний, курения, наркотиков, тяжелых металлов, выхлопных газов, производственных пластиков, пестицидов, брома, огнезащитных материалов, пренатального стресса и др.

Художник Стивен Вилтшер – аутист, он рисует города по памяти после 20-минутного полета над ними на вертолете

Время проведения стандартной вакцинации ребенка может совпасть с моментом, когда родители впервые замечают его аутистические симптомы. Беспокойство по поводу роли вакцин привело в некоторых странах к снижению уровня иммунизации населения, что повысило риск вспышек заболеваемости корью. При этом в подавляющем большинстве научных исследований связь между заболеванием аутизмом и MMR-вакциной опровергается.

Представление о том, что аутизм все больше растет, – это влияние антивакцинного движения – группы людей, защищающей идею, что родителям не следует прививать своих детей. Однако это движение было основано на псевдоисследованиях конца 1998 гг. Сегодня возникают опасения, что политика все больше и больше прислушивается к требованиям антивакцинного движения. В частности, на них ссылается Дональд Трамп.

В своем твиттере Трамп написал: «Здоровый ребенок приходит к врачу, его накачивают множеством вакцин, он не чувствует от этого улучшений, но изменения происходят – аутизм. Таких случаев множество».

Недавно Дональд Трамп встретился с Робертом Кеннеди, активистом движения против вакцин, который опубликовал несколько книг о предполагаемой им опасности современного лечения. Р. Кеннеди утверждает (не приводя, однако, научных доказательств), что ученые, по сути, травят детей, давая им вакцины. После встречи с Дональдом Трампом, Кеннеди ожидал назначения председателем президентской группы по «безопасности вакцинации и научной честности».

Эндрю Уэйкфилд, автор исследования 1998 года, которое некоторые эксперты сегодня называют просто мошенническим, также присутствовал на приеме Трампа.

Ставшее модным в США бойкотирование вакцинации вызывает обеспокоенность среди ученых и медиков, т.к. на сегодняшний день доказано, что это привело к заметному скачку вспышек кори в США. Для детей корь может стать фатальным заболеванием для детей, как и коклюш, и другие заболевания, предотвращать которые помогает вакцинация. Предполагаемое количество спасенных детскими прививками жизней оценивается сотнями тысяч.

картина «Аутсайдер», Донна Уильямс

В настоящее время такие меры борьбы с аутизмом похожи на лечение живота средствами от головы, которые вызывают побочный эффект и влияют на сердце, то есть контрпродуктивны. Тогда как существует целый действительно актуальных сегодня ряд проблем, связанных с этим расстройством. К примеру, особые затруднения вызывает диагностика аутизма у слабовидящих детей, ведь симптомы слепоты и аутизма во многом пересекаются. Непреодолимую проблему для подавляющего большинства семей представляет содержание ребенка-аутиста, оплата восстановительных процедур и диагностики. Отдельно стоит вопрос о преодолении стигматизации больных аутизмом, распространении позитивного и здорового отношения к ним в обществе. В решении этих проблем политика и общественные организации могут оказать куда больше полезного воздействия, чем в ангажированной дискуссии вокруг псевдонаучных предположений и их продвижении.

Оригинал статьи

Комментарии