Майор Гром: если бы Гай Ричи снимал советские мультфильмы
В интернете прошла премьера получасового фильма «Майор Гром» — первой экранизации российских комиксов. За первые сутки ролик посмотрели больше миллиона раз. В ближайшие годы нас ждет 7 полнометражных картин от той же студии. Уже сейчас «Футурист» может предсказать, будет ли эта попытка российского кино лучше предыдущих.
Фильм «Майор Гром» был впервые показан на Берлинском кинофестивале. Сюжет нехитрый: банда, одетая в маски героев мультика «Шайбу! Шайбу!», хочет ограбить банк в Петербурге, а майор Игорь Гром с бровями в форме молнии всех спасает. Режиссером выступил молодой дебютант Владимир Беседин. Сценарий он написал совместно с основателем издательства Bubble Comics Артемом Габреляновым.
Bubble Comics — это подразделение «Ньюс-Медиа», той самой, что выпускает интернет-портал и телеканал Life. Про главу холдинга, Арама Габрелянова, трудно вспомнить что-то, кроме постоянных скандалов и любви к власти («Путин — папа нации», — одно из знаменитых высказываний бизнесмена). Под началом сына Габрелянова в 2011 году и появился Bubble Comics, ставший крупнейшим в России издателем комиксов.
Теперь в «Баббле» задумали создать собственный аналог киновселенной «Марвел». Режиссер Владимир Беседин рассказал, что в ближайшие 10 лет нас ждет 7 полнометражных фильмов. Команда у Bubble Studios очень молодая. Средний возраст — всего 30 лет. Самому Беседину 27, Харрисон Форд в его годы как раз оставил попытки попасть в большое кино и стал плотником.
Какие выводы можно сделать по короткометражному фильму? Скажу сразу: это круче, чем всё, что я видел в жанровом российском кино до сих пор. В качестве ориентиров Беседин называет такие фильмы, как «Крепкий орешек» и «Смертельное оружие». Действительно, заметна ироническая подача (например, майор Гром в начале короткометражки пытается придумать себе «кэтчфрэйз», коронную фразу — и в конце ему это удается) и попытка очеловечить главного героя. Актер Александр Горбатов вполне может стать таким нескучным экшн-персонажем.
Также бросается в глаза пародия на «Перевозчика» с Джейсоном Стэтхемом, цитата из «Темного рыцаря» (грабители в масках клоунов) и несколько других. Но если в большинстве российских потуг на Голливуд заимствования выглядят топорно, здесь они сделаны на очень высоком уровне и совершенно не режут глаз. Особенно радует, что в «Майоре Громе» показаны игры со временем в духе «Шерлока Холмса» Гая Ричи (майор Гром, как и герой Роберта Дауни-младшего, проигрывает в голове ход схватки).
Фильм предлагает первый за долгое время в российском кино пример вменяемого визуального повествования. Посмотрите на этот кадр:
Во всем «Викинге» вы не найдете ни одного плана, где бы так просто на уровне композиции передавалась суть происходящего на экране.
Авторы верно восприняли тренд к длинным планам без склеек в духе «Ла-Ла-Лэнда» и работ оператора Эмманюэля Любецки («Гравитация» Альфонсо Куарона, «Бёрдмэн» и «Выживший» Алехандра Гонсалеса Иньярриту). В «Майоре Громе» есть один 18-секундный эпизод в начале (01:00-01:18) и почти 40-секундный пролет-интерлюдия ближе к концу (21:39-22:18).
А вот звуковое оформление пока больше выглядит как сборная солянка. Попадаются сладкая поп-песня (иронично наложена на гангстера, купающегося в деньгах), тяжелый рок, хип-хоп (Fatboy Slim), ирландская мелодия и традиционный оркестровый саундтрек. Хочется надеяться, что в будущем дорожка будет выдержана в каком-то одном стиле.
Если планы Bubble Studios по созданию киновселенной осуществятся, то очевидно, что авторы будут многое брать из фильмов «Марвел». В издательстве уже выходил кроссовер наподобие «Мстителей», где смешивались все шесть основных линеек. В конце короткометражного «Майора Грома» мы видим выпуск новостей, где бегущей строкой даются затравки нескольких следующих экранизаций. Например: «Россия закупит новое экспериментальное оружие у военно-промышленного комплекса Holt International», — это из серии комиксов «Красная фурия».
Качество сценария «Майора Грома» пока под большим вопросом. Для короткого метра материала хватает, но в следующем году нам пообещали полнометражную версию. Для серьезного фильма сюжет должен быть не в пример более проработанным. Тем не менее, то, что делает Bubble Studios, — это долгожданная отдушина для всех поклонников жанрового кино. Наконец-то у российской гик-аудитории появится собственный объект для ажиотажа. Начинать можно уже сейчас. Например, посмотрите на этот план в начале «Майора Грома» и обратите внимание на прекрасную шутку, понятную только гикам:
Перевернутая цифра 24 — это 42, любимое число всех читателей Дугласа Адамса. Как всегда, не исключено, что это просто совпадение (или продакт-плэйсмент), но гиков никто не остановит от построения теорий.
В ближайшее время нас ждет целая канонада смелых жанровых экспериментов в российком кино. 22 февраля — премьера вампирского фэнтези «Вурдалаки», 23-го — широко разрекламированного клона «Мстителей», «Защитников» с участием человека-медведя. В марте нам покажут «Танцы насмерть» — фантастическую танцевальную картину в духе «Голодных игр» (тот же сценарист, что помогал писать «Притяжение» Федора Бондарчука), а в апреле на экраны выйдет наш ответ «Гравитации», «Время первых», где мы увидим первый в истории выход в открытый космос. Одним словом, российские кинематографисты продолжают обживать новые территории.
Напоследок — еще один пример очень интересного проекта на пространстве бывшего СССР, который вырос из дружеского энтузиазма, но мог бы составить достойную конкуренцию Голливуду. Из Казахстана в январе поступил настоящий подарок для поклонников Роберта Родригеса и треш-боевиков: это трейлер (18+) постапокалиптического сериала «Пули справедливости».
В безбашенном пилоте о войне со свинорылами снялся Дэнни Трехо из «Мачете» и «От заката до рассвета». Сейчас режиссер Тимур Турисбеков пытается собрать 100 000 долларов на краудфандинговой платформе Indiegogo, чтобы завершить пост-продакшн пилотной серии. Пока что кадры выглядят сногсшибательно, не говоря об уровне черного юмора. Так что желаем удачи и Тимуру, и авторам «Майора Грома».
Комментарии