Грозовой перевал. Что произойдет с чтением в будущем?

Книги вышли за пределы бумаги и электронных чернил и превращаются в нечто удивительное благодаря сериализации, новым разговорным форматам и мобильным приложениям.

книги

Чтение прошло долгий путь с момента изобретения Гутенбергом печатного станка в XV веке до сегодняшнего дня. Эта мощная для своего времени инновация изменила ход истории настолько же, как когда-то сельское хозяйство, одомашнивание диких животных и возникновение денежных систем. Благодаря печатному станку Гутенберга идеи смогли свободно распространяться, а знания и информация демократизировались. С протестантской Реформации и «95 тезисов» Мартина Лютера до Американской революции и «Здравого смысла» Томаса Пейна печатный станок не прекращал свою работу.

Как только читатели «пересели» с бумажных газет на новостные сайты, книги тоже прикинули на себя электронный формат: сначала в онлайне, а затем на специальных устройствах с помощью электронных чернил. Amazon выпустила устройство для чтения электронных книг Kindle в 2007 году, и уже в 2010-м впервые в истории Amazon продал больше электронных книг для Kindle, чем бумажных изданий в твердом переплете. Но здесь нельзя не упомянуть еще о двух важных событиях 2010 года: Amazon создал мобильное приложение Kindle для смартфонов на Android, а компания Apple запустило приложение iBooks IOS для iPad.

Оказалось, что книги в планшетах и на специальных устройствах с электронными чернилами были лишь переходным этапом к полноценному чтению со смартфонов. В 2014 году около 54% покупателей электронных книг использовали для чтения смартфоны (в 2012 их было всего 24%). При этом аудитория электронных чернил снизилась за тот же период с 50% до 32%. Джудит Курр из издательства Atria Books, входящего в группу Simon & Schuster, высказалась на эту тему так: «Будущее цифрового чтения – в телефоне«.

Может сложиться ощущение, что бумага и электронные чернила уходят в прошлое. Так ли это? Что происходит с чтением сейчас и как мы будем читать книги завтра?

Серийность

Серийность – это, конечно, не инновация. Она достигла своего пика в 19-м веке, когда авторы выпускали главы романов в популярных журналах или газетах. В то время книги были премиальным продуктом, поэтому человеку со средним достатком было дешевле каждую неделю или каждый месяц покупать отдельные издания с частями романа. «Три мушкетера», «Анна Каренина», «Хижина дяди Тома», – все эти книги были выпущены серийно. В XX веке книги стали более доступными и серийность, казалось, умерла.

Но сегодня она возвращается. Можно даже сказать, что некоторые романы просто созданы для серийности. Они разбиты на главы, причем каждая глава завершается кульминационными «крючками», тянущими читателя к следующей главе. Стартапы, например Radish и Serial Box Publishing зарабатывают на этом: первые главы книги вы можете прочитать бесплатно, а за последующие придется заплатить (или платить за более ранний доступ к главам в Radish). Такая бизнес-модель условно бесплатных продуктов называется Freemium.

Нынешняя серийность адаптирована к современной жизни. Читать с маленьких (по сравнению в планшетами или бумажными книгами) телефонных экранов удобно только урывками в метро, от одной автобусной остановки до другой и т.д. И внимание современного человека способно концентрироваться на чем-то одном совсем недолго, что еще больше способствует серийности романов.

Разговорные форматы

Могут ли короткие сообщения, которыми мы перебрасываемся ежедневно, считаться литературой? Фанаты приложения Hooked уверены, что да. Приложение пользуется популярностью среди подростков и открывает читателям короткие истории (в основном триллеры и ужасы) в формате разговоров и переписки. Hooked быстро взлетело на вершину чартов в App Store и сейчас является, пожалуй, самым известным приложением для чтения. Вместо «кирпичей» текста пользователь видит отдельные предложения или фрагменты в формате текстового разговора. Как и другие «книжные» стартапы, он строиться на основе Freemium бизнес-модели.

Новые форматы, такие как истории виде текстовых сообщений, ставят под сомнение традиционное определение литературы. Каждая история в Hooked состоит из 4-5 сегментов по 1 000 слов каждый, так что средний опус в Hooked содержит около 4000-5000 слов. Это сравнимо по объему с традиционными рассказами: в стихотворном рассказе «Ворон» Эдгара Аллана По 1170 слов, а в «Даре Волхвов»и О.Генри – 2163. Хотя, конечно, по закрученности сюжета, трагизму, выразительности истории от Hooked с эталонными классическими рассказами и рядом не стояли. Но то же самое говорили о бульварных любовных романчиках из газетного киоска, а их аудитория по-прежнему широка. Пусть это не качественная литература, но людям нравится: такое чтиво захватывает внимание и интерес читателя.

Дополненная реальность

Представьте, что при прочтении «Гарри Поттера» можно было бы увидеть 3D модель шумного, суетящегося Хогвартса в верхней части страницы. Представьте ребенка, который читает учебник по физике и видит визуализацию электромагнитной индукции. Дополненная реальность может воплотить эти фантазии в жизнь, и очень скоро. В 2016 году Google подал заявку в патентное бюро на «Устройство-рассказчик» или «Интерактивную книгу»: физическую книгу с элементами дополненной реальности над страницами, которые соответствуют сюжету. Запатентованная технология включает в себя датчики открытия страницы и датчики движения, небольшой динамик, а также устройство в виде гамбургера, которое подключается к корешку книги.

Эксперименты по внесению в печатные книги элементов дополненной реальности существовали и раньше. Еще в 2012 году, когда технологии дополненной реальности были в зачаточном состоянии, вышло несколько весьма своеобразных книг в партнерстве британского издательства Penguin Books и разработчика мобильных приложений дополненной реальности Zappar. Романы «Моби Дик» Германа Мелвилла и «Большие надежды» Чарльза Диккенса были расширены элементами дополненной реальности: когда читатель наводил камеру смартфона с включенным приложением Zappar, то видел рисунки в динамике. Тогда идея не стрельнула: оказалось, что пользователям не удобно одной рукой держать книгу, а другой наводить на нее смартфон и кликать. Но вполне вероятно, что ее ждет реанимация: гарнитуры дополненной реальности становятся все более доступными и популярными. Особенно заинтересован в них рынок образовательной литературы, будь то книги с картинками для ребенка лили сложные издания по анатомии и физиологии для студента-медика.

Как бы то ни было, бумажные и электронные книги никогда не потеряют своей популярности. Говорить о смерти книгопечатания нет никаких оснований: книги всегда будут основой создания и обмена информацией. Пусть современные издания напоминают об оттисках со станка Гуттенберга лишь формально, но люди по-прежнему пишут, читают, и так будет всегда, только теперь – в немного другом формате.

Оригинал статьи

Комментарии