Мысли вслух: когда машина начнет писать стихи

Является ли творчество уникальной человеческой чертой? А самосознание или интуиция? Где грань между человеком и машиной? «Футурист» попытался найти ответы на эти вопросы.

Мысли вслух: когда машина начнет писать стихи

Грань между человеком и машиной с каждым днем становится все более размытой. Стартапы, крупные компании и научно-исследовательские институты конкурируют за создание следующего поколения искусственного интеллекта (ИИ). Эта гонка вооружений предваряет новую эру искусственного разума, который не будет доказывать свои способности, играя в настольные игры. Электронное детище человеческих изысканий будет само по себе творческим и изобретательным.

Передовой ИИ берет на себя все более сложные задачи, такие как предсказания на фондовом рынке, обзор научных исследований, написание речей для политиков... Компании начинают работать над так называемым «умным производством», используя новейшие технологии робототехники.

Не волнуйтесь, эту статью писал человек.

Впрочем, все эти тенденции — лишь верхушка айсберга. Од Липсон, профессор инженерии в Колумбийском университете и директор Columbia’s Creative Machines Labs, продвигает следующий рубеж ИИ. По его мнению, новая эпоха будет принадлежать роботам, которые будут генерировать новые идеи, а затем воплощать их в жизнь. Роботы будут строить роботы (или роботов?). Неизвестно, будет ли заложен в их программу материнский инстинкт. Но одно известно точно: когда-нибудь роботы научатся осознавать себя. На протяжении многих веков философы и теологи обсуждали природу самосознания. Липсон считает, что робототехники вполне могут присоединиться к этой дискуссии.

У Ода Липсона в кабинете висит портрет его родителей. Картина как картина, ничего особенного, если бы не одно «но»: её написал робот. Маслом. Од Липсон утверждает, что PIX18, робохудожник в третьем поколении, рисует лучше, чем многие люди.

Ода Липсона вдохновляет биология.

«Инженерия, вдохновленная биологией, учится у природы и использует эти знания для решения самых сложных проблем. Это не просто поверхностное копирование природы. Мы стараемся проникнуть вглубь механизмов эволюционной адаптации и пытаемся понять, как природа использует и комбинирует различные материалы», — поясняет инженер.

Од Липсон мечтает создать роботов, способных к самовоспроизведению. До сих пор саморепликацию было сложно ассоциировать с механизмами: если машина ломается, она не способна починить саму себя. Механизмы не способны адаптироваться к условиям среды. До недавнего времени роботы не умели учиться на собственных ошибках. Од Липсон считает: если человек сможет преодолеть барьер самосознания машины, появится искусственный интеллект, способный мыслить творчески — писать музыку или изобретать новые механизмы.

В возможность создания такого механизма сложно поверить: люди склонны думать, что они всегда будут превосходить объекты, созданные их руками — на основании наличия чувств и эмоций, а также веры в безграничные возможности человеческого мозга. Но люди также думали, что для овладения навыками китайской игры го необходима человеческая интуиция до того момента, когда один из лучших игроков Ли Седоль проиграл искусственному интеллекту AlphaGo от Google. И похоже, это последняя «игрушечная» разработка: результаты игры показали, что человечество готово взяться за более сложные задачи.

Реальная жизнь бросает нам вызов: например, компьютерам все еще сложно самостоятельно ориентироваться в правилах дорожного движения, иногда случаются аварии. Но искусственный интеллект уже показывает себя на высоте в принятии решений на основании большого количества данных. Например, проанализировав информацию со всех камер и радаров, бортовой компьютер автомобиля в состоянии решить за водителя, продолжать движение по прямой или свернуть. Машина может собрать данные об обстановке на фондовом рынке и помочь игроку принять решение, покупать или продавать акции.

Раньше инженеры задавали себе такие вопросы: «Сможет ли эта штука сыграть с человеком в шахматы? А в го?» Теперь разработчики мыслят иначе: «Слабо создать робота, который писал бы классную музыку? А может ли робот сотворить другого робота, который отличался бы от всех, что мы видели раньше?»

Од Липсон признается, что все эти изыскания порой напоминают ему попытки средневековых алхимиков создать золото или жизнь из ничего. Однако он полагает, что в конце концов робототехники смогут понять, что такое самосознание, раньше, чем философы. Для робототехников человеческое сознание — Святой Грааль. Но они не собираются столбенеть в восхищении перед этой святыней, а постараются ее взломать и посмотреть, из чего она сделана. А потом скопировать и вставить в собственные разработки.

Существует два подхода к робототехнике. Одна школа мысли предписывает людям сидеть над алгоритмами и программировать роботов для решения строго определенных задач. Другая утверждает: «Забудьте о программировании: искусственный интеллект до всего додумается сам». В течение долгого времени человеческое программирование было лучше машинного самообучения. Но сейчас ситуация меняется.

Од Липсон приводит в качестве примера автомобили-беспилотники. Долгое время люди мечтали об этом чуде техники, но до 2012 года не могли что либо придумать. И вот теперь, с новейшими глубокими алгоритмами самообучения, машины начали понимать ситуацию на дорогах лучше, чем люди. На одном из тест-драйвов беспилотные автомобили Google проехались по дорогам Сан-Франциско и по Lombard Street, известной своими крутыми поворотами. Автомобили ехали на предельной скорости, которую позволяли правила дорожного движения, ориентируясь по картам, встроенным в бортовой компьютер. Они также сохраняли дистанцию между ними и другими транспортными средствами, используя систему датчиков. Причем в любой момент водитель имел право занять свое законное место и перенять управление у автопилота.

Мы наблюдаем за стремительной разработкой чатботов. Человекоподобные роботы становятся способом терапии для детей с аутизмом: TecO умеет распознавать детские эмоции, физическое состояние и намерения. Что будет дальше? Видимо, мы узнаем об этом уже совсем скоро.

Раньше считалось, что робототехника недоступна простым смертным. Внедрить роботов даже на завод по производству пивных крышечек будет дорого: деньги уйдут на дорогостоящую электронику, специальные производственные помещения, консультацию квалифицированных программистов. Но роботы могут работать бок о бок с людьми уже сейчас: даже недорогой «рабочий» будет безопасным и продуктивным. Возможно, когда-нибудь человек сможет приобрести такого «рабочего» для своего домашнего хозяйства и, как в фильме «Двухсотлетний человек», с изумлением обнаружить, что машина мастерит оригинальные игрушки, анализирует человеческие эмоции и умеет любить.

Фото: gogameguru.com | singularityhub.com | moviemix.co.uk

Фото: futurist.ru

Комментарии