Дом, который построил Кук

В Великобритании построили здание художественной мастерской по проекту человека, чьё имя в 60-ых годах ассоциировалось с фантастическими архитектурными и урбанистическими идеями. Знакомимся, смотрим и удивляемся.

Дом, который построил Кук

В английском городе Борнмут, на территории местного института искусств (Arts University Bournemouth), состоялось торжественное открытие нового здания художественной студии. На церемонии присутствовало много известных людей, в том числе и, имеющая огромную популярность, архитектор-деконструктивист Заха Хадид.

Автором проекта стал сэр Питер Кук – известный британский архитектор, ученый и заслуженный деятель искусств. Его фирма CRAB Cook Robotham Architectural Bureau»), пропагандирующая экспериментальный подход к архитектуре и применение инновационных решений, стала победителем конкурса и начала разработку проекта в 2013 г.

Архитектор сэр Питер Кук

Имя Питера Кука тесно связано с архитектурной группой «Аркигрэм» («Archigram»), которая привлекла к себе внимание в середине 60-ых годов, представив вниманию публики смелые и необычные проекты как отдельных зданий, так и целых городов. Аркигрэмовцы, как и многие другие архитекторы того времени, продолжили идею модернизма об уходе от старых стилей и стремлении к новым формам, которые были бы актуальны для своего времени. Одной из главных задач было улучшение и модернизация среды обитания современного человека. Большой акцент делался на функциональность как объектов в целом, так и отдельных помещений. Стремление уйти от элементов традиционных архитектурных стилей и желание применять самые современные строительные технологии приводили к невероятным экспериментам. Градостроительные проекты Питера Кука (Plug-in-City, 1964) и Рона Херрона (The Walking city, 1964), скорее, больше напоминают какие-то космические поселения, или иллюстрации из фантастических книг про далекое будущее.

Фактически, все проекты шести молодых архитекторов так и остались в виде иллюстраций. Но, тем не менее, «Аркигрэм» считается выдающейся авангардной группой. Благодаря тому, что они показали насколько широко можно мыслить и, насколько разнообразным и смелым может быть подход к решению поставленных задач. Согласитесь, иллюстрации проектов напоминают, скорее, картины Энди Уорхолла, нежели какие-то конструктивные решения. В сущности, «Аркигрэм», это и есть, в своём роде, поп-арт, отрицающий эстетику архитектуры в её классическом обличии.

Здание художественной мастерской, площадью 140 м2, состоит, фактически, из однго большое помещения, и напоминает по форме большую раковину. Большую часть объёма занимает студия с большим овальным окном – для обеспечения помещения естественным светом. Помимо него, в качестве источников света, предусмотрены большой полукруглый световой фонарь под сводом и полоса остекления, проходящая на низкой высоте по фасаду здания. Так же источниками естественного света могут являться стеклянные двери, ведущие внутрь.

По требованию заказчика, мастерская должна была быть многофункциональной, чтобы свои занятия там могли проводить студенты всех 17 факультетов института. Благодаря выпуклому потолку и расположению окон, при необходимости, можно визуально разделить основное помещение на несколько зон. И каждая из них будет обеспеченна пространством и светом.

На презентации здания именитый архитектор, когда-то сам закончивший институт искусств в Борнмуте, выразил надежду, что его нестандартное решение станет источником вдохновения для молодых художников:

«Когда дело дошло до дизайна студии, я хотел быть уверен, что создаю пространство, в котором все студенты, независимо от выбранных дисциплин – будь то дизайн одежды, графический дизайн, изобразительное искусство, или, например, архитектура, как в моём случае, – чувствовали себя комфортно и могли бы почерпнуть вдохновение».

В павильон мастерской можно зайти через два входа, так же внутри предусмотрены туалет, небольшой гардероб и вспомогательные помещения.


Строительные работы внутри здания

Внешняя оболочка, представляющая из себя комбинацию несущего каркаса и ограждающих конструкций, выполнена из семнадцати стальных панелей, окрашеных снаружи в ярко-синий цвет. Внутреннее пространство повторяет форму внешней оболочки, поверхности, образующие своды мастерской, выполнены из усиленного стекловолокном гипса (GRG-гипса) белого цвета.


На иллюстрации виден процесс монтажа одной из семнадцати стальных модулей оболочки

Во многих интервью Питер Кук подвергал критике тенденции развития современной архитектуры, с сожалением замечая, что сейчас мастера гонятся за успешностью и признанием, пренебрегая глубиной идеи и содержанием. Он так же отмечал, что главная цель архитектора – формировать пространство, решая при этом целый комплекс задач, а не ориентироваться только на стоимость и окупаемость.
В своём проекте борнмутской художественной мастерской британскому архитектору, похоже, удалось достичь всех целей, сформированных ещё со времён «Аркигрэма». Функциональность, обрамленная интересной формой. Теперь дело остаётся за молодыми художниками, фотографами и архитекторами, ведь именно для них это всё и было придумано.

http://www.crab-studio.com

Фото: futurist.ru

Комментарии