Квантовый подход: как наши мысли меняют реальность

Когда нас спрашивают, все ли у нас хорошо, мы отвечаем утвердительно, но когда вслед нам задают конкретный вопрос, ответ может выражать целую гамму оценок — в том числе негативных. Понять причины этой противоречивости помогает теория квантового познания, которая приравнивает наш разум не к компьютеру, а к небольшой Вселенной, в которой все зависит от наблюдателя.

Разум как вселенная: квантовая механика сознания

Иррациональность наших мыслей давно являлась загадкой для психологии. Когда кто-то спрашивает нас «Как дела?», мы обычно отвечаем «нормально» или «хорошо». Однако если кто-то задает следующий уточняющий вопрос об определенном событии, например, «Как прошла твоя сегодняшняя встреча с начальником?», мы неожиданно меняем свой нейтральный ответ на другой по шкале от ужасного до восхитительного. Таким образом, менее чем в нескольких предложениях мы противоречим сами себе: несмотря на то, что у нас все «хорошо», мы считаем, что встреча прошла ужасно. Наша субъективность, предшествующий опыт и контекст сознательно и бессознательно объединяются и определяют каждое принимаемое нами решение и каждую выражаемую эмоцию или реакцию. Человеческое поведение нелегко поддается прогнозам, и теория вероятности зачастую не может предсказать его.

На помощь приходит квантовое познание. Группа исследователей определила, что хотя наши решения и убеждения нечасто могут быть вписаны в какую-либо закономерность на макроуровне, на «квантовом» уровне они могут быть предсказаны с удивительной точностью. В квантовой физике наблюдение за поведением частицы меняет ее поведение, и точно так же «эффект наблюдателя» влияет на то, как мы думаем об идее, над которой размышляем.

Если постараться объяснить это на примере истории с важной встречей с начальником, когда кто-то спрашивает нас «Встреча прошла хорошо?», мы сразу же начнем думать о том, что прошло хорошо на этой встрече. Если же нас спросят «Ты нервничал по поводу встречи?», мы возможно вспомним, что было довольно страшно рассказывать презентацию перед группой сотрудников. Другой заимствованной концепцией в квантовом познании является то, что мы не можем держать две несовместимые идеи в нашей голове одновременно. Иначе говоря, принятие решений и формирование идей во многом напоминают историю с котом Шредингера.

Квантовая теория познания позволяет нам рассмотреть наше сознание с точки зрения психологии и нейробиологии не как компьютер, а как элегантную Вселенную. Однако представление о том, что человеческие мысли и существование удивительно парадоксальны укоренялось в течение многих веков. Более того, чем глубже ученые изучают «иррациональную рациональность» нашего разума, тем ближе наука возвращается к ставящей в тупик логике, которая есть в основе каждой религии. Например, такой парадокс христианства, что Иисус был одновременно человеком из плоти и крови, одновременно Сыном Божьим – центральная метафора веры.

Веками религиозные тексты развивали идею, что реальность заканчивается, как только мы избавляемся от своих земных представлений о ней, тем не менее, именно посредством этого избавления мы можем лучше понять себя и свой мир.

Экспериментальный философ Джонатан Китс (Jonathan Keats) объясняет, что изменение метафор, которые мы используем, чтобы понять мир (особенно, квантовых метафор), может дать интересные результаты. Осознавая метафоры о том, как работают связи в квантовой физике (так как вся она, по сути, строится на метафорах), и размышляя о том как они могли бы работать в реальном мире, может действительно изменить поведение людей, пусть лишь на некоторое непродолжительное время.

Оригинал статьи

Комментарии