Горилла, призраки и фильмы для взрослых: история исследования паранормального

28 мая 1960 года, ровно в 7:40 вечера, А.Д. Корнелл (A.D. Cornell), парапсихолог, проживающий в Кембридже, пытался напугать аудиторию кинотеатра, просматривающую фильм для взрослых рейтинга X. Перед выходом из-за кулис, он закутался в белую муслиновую ткань, укрывшую его с головы до ног. Затем он появился в свете проектора перед ничего не подозревающей аудиторией, плавно перемещаясь из угла в угол перед экраном – все это ради науки.

Загадочная история фильма для взрослых и «слепоты невнимания»

Корнелл пытался изучить «призрачный опыт» на основе своих экспериментах. В своих докладах он принимает за истину спорное предположение, что духи погибших людей могут ходить среди нас в виде физических проявлений. Однако его эксперименты не были направлены на доказательство этой теории. Он пытался искусственно создать опыт такой встречи с «реальными» призраками, чтобы пронаблюдать реакцию людей на эту неожиданную и очевидно не поддающуюся объяснению ситуацию.

пастбища

Прежде чем рассмотреть подробнее эксперимент в кинотеатре, стоит упомянуть две предыдущие попытки Корнелла изучить реакцию людей на «паранормальное». Первый эксперимент проходил на пастбищах возле Королевского колледжа Лондона. Четыре с половиной минуты «призрачной прогулки» были тщательно отрепетированы — перемещаясь ползком за невысоким холмом, завернутый в белую простыню исследователь должен был резко встать, будто появляясь из ниоткуда. Ассистенты, прятавшиеся на протяжении всего маршрута, должны были наблюдать за ничего не подозревающими прохожими. Однако за шесть подобных «прогулок» никто из почти 80 «жертв» не проявил никакой реакции на «приведение», в отличие от коров, которые отнеслись к нему с явным интересом, подтвердив опасения Корнелла, что его было отлично видно под белым прикрытием невооруженным глазом.

кладбище

Далее, логично предположив, что более уместное место для встречи с призраками приведет к лучшим результатам, Корнелл задумал свою вторую «постановку» на кладбище церкви Святого Петра. Так как к нему прилегала довольно оживленная улица, командой были предприняты необходимые меры предосторожности — ассистенты не просто наблюдали, они были готовы вмешаться в любой момент в случае особо истеричной реакции прохожих на «Экспериментальное приведение» (как называет свой образ в простыне Корнелл). Однако все меры оказались излишни. Из всех пешеходов, мотоциклистов и велосипедистов (примерно 142 человека), которые по подсчетам Корнелла могли заметить «призрак», лишь четверо дали четкие показания о встрече с ним. Первый свидетель этого зрелища описал его как «мужчину, одетого как женщину, который наверняка сошел с ума», второй предположил, что это был «студент школы искусств, разгуливающий в покрывале». Два свидетеля, опрошенных вместе, осознали, что имел место эксперимент имитации паранормального явления, но отметили, что эффект был испорчен, так как они «могли видеть его ноги и знали, что это был человек, одетый в какие-то белые одежды».

Крайне интересными является отрывок записей этого эксперимента, где Корнелл описывает свою спонтанную гипотезу. Осознав, что недостаток внимания может быть следствием исключительно визуальной природы привидения, он постарался решить проблему. Согласно его словам: «В течение последних шести минут фигура издавала слабые стоны, чтобы привлечь внимание». Хочется напомнить, что при этом он говорит о себе — мужчине, стоящем на ночном кладбище в белом покрывале и издающем тихие стоны. Никто из десяти людей, повстречавшихся ему в эти минуты, не подал виду, что заметил это «явление», хотя, судя по контексту, вполне вероятно, что они намеренно старались избегать зрительного контакта.

кинотетр

По утверждениям Корнелла, следующим логическим шагом после этих экспериментов являлся проект в кинотеатре, с учетом двух важных соображений. Первое было довольно практическим: он хотел представить «экспериментальное приведение» в месте, где внимание зрителей будет максимально сконцентрировано. Второе пункт исходил из этических соображений: Корнелл писал, что обеспокоен возможностью травмировать детей своим экспериментальном, поэтому специально выбрал фильм X-рейтинга.

Он организовал свое 50-секундное представление во время трейлеров до начала фильма, шесть его ассистентов наблюдали за реакций публики в зале. Далее, до начала фильма, Корнелл вышел в своем обычном виде и провел опрос зрителей.

Для Корнелл, эксперимент завершился очередным провалом. Никто из зрителей не сообщил ничего даже отдаленно напоминавшего паранормальное явление. 32% зрителей вовсе не заметили «экспериментальное приведение», в том числе киномеханик, чья работа заключалась в том чтобы следить за отсутствием каких-либо странностей. Те, кто все-таки видел «нечто», не были точны в своих описаниях, которые расходились от «женщины в пальто» до банальной ошибки в проекторе. Только один зритель точно описал человека, одетого в покрывало, притворявшегося призраком. В конечном счете, Корнелл пришел к выводу, что такое игнорирование увиденного может быть связано с отсутствием «тонкого пси (паронормального) фактора» или «телепатической стимуляции», которые обычно присутствуют с «подлинными» призраками.

Эта неспособность увидеть паранормальное, безусловно, самая захватывающая часть экспериментальной серии. Корнелл аккуратно передал в своих отчетах цифры и точные цитаты участников, и хотя выводы Корнелла будут не очень уместны в современном научном журнале, его результаты, предвосхитили современное понимание ума, которое не имеет ничего общего с паранормальными явлениями.

Чтобы понять, почему, можно рассмотреть следующий эксперимент. Его участникам показали видео двух групп людей в рубашках разных цветов. У каждой команды есть баскетбольный мяч, который они передают друг другу. Зрителю предлагается подсчитать, сколько передач совершили игроки в белом. Возможно, вы уже проходили подобный тест и знаете, в чем подвох, если же нет, можете испытать себя.

Крадущаяся горилла

Удивительно, но многие люди не замечают гориллу на самом видном месте — явление, известное как «слепота невнимания» — термин, который был впервые введен в 1998 году, психологами Ирвингом Роком (Irving Rock) и Арианом Мэком (Arian Mack), означает, что, когда зрители сосредоточены на одной задаче, они могут быть функционально слепыми к неожиданным объектам и событиям. Эксперименты с геометрическими фигурами Рока и Мэка были расширены Дэниелом Симонсом (Daniel Simons) и Кристофером Чарбисом (Christopher Chabris) до известного эксперимента с гориллой, открыто передвигающейся, но остающейся незамеченной. С этого началось активное внимание ученых к данному явлению, зафиксированному множественными свидетельствами.

Парадигма Корнелла имеет несколько сходств с представленной игрой в баскетбол: просмотр трейлера фильма напоминает задачу подсчета передач, а «экспериментальное приведение» служит своего рода гориллой — это значит, результаты эксперименты в кинотеатре являлись одними из первых демонстраций слепоты невнимания.

Современные исследования показали, что большинство людей твердо убеждены в том, что заметили бы неожиданные объекты и события, даже если бы они концентрировали внимание на чем-то другом, так что научно установленный феномен зачастую игнорируется обывателями.

Продолжение исследований слепоты невнимания потенциально может иметь важное значение в таких областях, как безопасность дорожного движения, реклама, и свидетельства очевидцев в судебных делах. Интересно, что в своих безумных исследованиях Корнеллу непреднамеренно удалось разработать и провести эксперимент, который так превосходно подходит для демонстрации слепоты невнимания, несмотря на то, что его ценность была скрыта на самом видном месте.

Оригинал статьи

Комментарии