Топливо прогресса: Билл Гейтс призывает политиков инвестировать в науку

На этой неделе один из создателей компании Microsoft Билл Гейтс выступит в Великобритании и Франции с лекциями. Он обратится к политическим лидерам всех стран с призывом максимально инвестировать возможности государств в науку. В своем блоге Гейтс написал о том, почему он считает это крайне важным для прогресса человечества в целом и какие выгоды от этого получат отдельные страны, поддерживающие научные исследования.

Топливо прогресса: Билл Гейтс призывает политиков инвестировать в науку

Первое обещание любого хорошего политика — сделать жизнь людей лучше. Научные исследования, ведущие к инновациям — один из лучших способов выполнить это обещание. Примерно до 1700 года в мире практически не наблюдалось научного развития. Почти у всех людей были те или иные заболевания, один из каждых четырех детей умирал. Средняя продолжительность жизни составляла около 40 лет, и 99 процентов населения были безграмотными. Но с новым витком развития науки мы стремительно начали изобретать и делать открытия – электричество, паровой двигатель, антибиотики, вакцины, санацию, микропроцессоры, генетическую медицину. Однако и сейчас мы находимся лишь на начальном этапе использования всего того, что нам может дать наука.

Открытия ученых не только являлись захватывающим вкладом в процесс познания природы нашей Вселенной. Они стали своего рода топливом человеческого прогресса. Нельзя воспринимать прогресс как очередной закон природы, как, например, гравитацию — он требует усилий и большой работы. Прогресс зависит от инноваций, которые появляются в ходе исследований. А они, в свою очередь, базируются на инвестициях, в значительной степени вносимых государственным финансированием.

Хорошим примером этого может послужить история открытия пенициллина. В 1928 году, когда Александр Флеминг занимался исследованиями антибактериальных веществ в больнице Святой Марии в Лондоне, он заметил, что плесень, которая случайно разрослась в емкости для культивирования стафилококка, создала вокруг себя круг без бактерий.

Это историческое открытие требовало дальнейшей работы по определению причины процесса, изоляции активного вещества, а также наблюдения за тем, как оно действует на микробы в человеческом организме. Доктор Говард Флори (Howard Florey), доктор Эрнст Чейн (Ernst Chain) и другие оксфордские ученые были готовы продолжить исследования и обратились в Совет по медицинским исследованиям (агентство государственного финансирования Великобритании) с просьбой выдать им научный грант. Они получили £ 25, с возможностью продления и увеличения финансирования.

С дополнительной помощью гранта от Фонда Рокфеллера, команда смогла продемонстрировать эффективность препарата, что помогло им получить государственную поддержку, необходимую для перехода к крупномасштабному производству в сотрудничестве с Соединенными Штатами. Все эти усилия спасли тысячи жизней солдат во время Второй мировой войны, где число смертей по причине инфекций на поле боя значительно снизилось благодаря применению пенициллина.

Александр Флеминг в своей лаборатории

И по сей день Великобритания может похвастаться государственной поддержкой медицинских исследований во многих областях, в том числе в области изучения малярии. Малярия является причиной смерти более 700 000 человек ежегодно, в основном в Африке и Юго-Восточной Азии. В 2003 году министерство международного развития Великобритании (DFID) совместно с другими европейскими фондами финансировали партнерства между фондом лечения малярии Medicines for Malaria Venture и транснациональной фармацевтической корпорацией Novartis для разработки лекарства специально для детей, так как именно они подвержены заболеванию в большей степени. Получившийся новый препарат Coartem Dispersible имеет сладкий вкус и легок в применении, он доступен в 50 странах, и по приблизительным оценкам вылечил более 68 миллионов случаев малярии. Анализ расходов правительства Великобритании показал, что финансирование этого исследования обошлось британским налогоплательщикам в £ 1,10-1,40 за одну спасенную жизнь, что, конечно, можно считать более чем успешной инвестицией.

Это лишь один из примеров работы по борьбе с малярией в Великобритании. Министерство международного развития Великобритании также выделило дополнительно £ 25 млн, чтобы помочь разработать однодозовое лечение малярии, которое, возможно, будет доступно в течение следующих трех лет. Над проектом работают крупная британская фармацевтическая компания GlaxoSmithKline и некоммерческая организация Malaria Vaccine Initiative, возможно наиболее перспективная вакцина в истории пройдет финальные демонстрационные испытания в следующем году.

Другая инициатива правительства Великобритании по поддержке исследований исторической значимости заключается в организованном Советом по медицинским исследованиям Великобритании (при финансовой поддержке со стороны того же министерства международного развития) партнерстве для разработки вагинальных бактерицидных средств, которые помогут женщинам избежать заражения вирусом иммунодефицита человека. ВИЧ в своей конечной стадии – СПИД – является ведущей причиной смертности женщин в возрасте 15-44 по всему миру. Отчасти из-за того, что девушкам иногда затруднительно контролировать, использует ли презерватив их партнер. Поэтому средство, которое предоставит защиту от вируса непосредственно и без ведома партнера, естественным образом даст возможность уменьшить количество зараженных. Два клинических испытания показали, что ежемесячное использование вагинальных колец с препаратом дапивирин помогло уменьшить число новых инфекций у женщин, снизив уровень заражения на 75 %, что может предотвратить миллионы новых случаев инфицирования.

Великобритания также приняла участие в поиске вакцины против лихорадки Эболы. В 2014 году от вспышки Эболы погибло более 11 000 человек со средним уровнем летального исхода в 50%. Однако вакцинацию очага заболевания не могли провести, так как на тот момент разработка вакцин, претендующих на его лечение, была замедлена из-за отсутствия денег. В 2015 году исследования при финансовой поддержке со стороны министерства международного развития Великобритании, частного благотворительного фонда Wellcome Trust, Института Э. Дженнера по исследованию вакцин и правительства Канады продемонстрировало, что кандидат в вакцины от компании Merck весьма эффективен против лихорадки Эбола. Великобритания также поддерживает перспективных кандидатов вакцины от GSK и Johnson & Johnson. Таким образом, в случае новой вспышки Эболы, помочь зараженным, вероятно, удастся более быстро и эффективно.

Каждая страна сможет почувствовать пользу от всех выше перечисленных исследований, но есть и особая выгода для стран, поддерживающих эти исследования. Прежде всего, когда страна финансирует инновации, которые поднимают уровень жизни населения всего мира, она позиционирует себя в качестве одного из мировых лидеров. Во-вторых, научные исследования в стране создают высокооплачиваемые рабочие места, способствуют росту образования и выдающихся людей, а также увеличивают научный потенциал страны, которая платит за их проведение.

Когда страна строит свой собственный научный потенциал, ученые имеют возможность в поисках решения одной проблемы найти ответ на многие другие, а также быстро развернуть внезапные и срочные исследования. В разгар пандемии, например, страна с большими научными ресурсами может гораздо быстрее отслеживать болезнь, провести диагностические тесты и разработать методы лечения и вакцины. Такой мобилизации не может быть там, где еще нет научного потенциала.

Важность научных исследований также простирается далеко за пределы здравоохранения. Поставки энергии, воды, продуктов питания, которые являются ключевыми для борьбы с нищетой и имеют решающее значение для снижения дефицита, являющегося причиной нестабильности, – это все проблемы, которые должны быть решены наукой, не говоря уже о технологическом прогрессе.

Независимо от области исследований динамика научного процесса одинакова. Инновации происходит от государственных вложений в НИОКР и частного сектора, который переводит результаты исследований из лаборатории на рынок.

Далее, крупные компании, заинтересованные в них могут масштабировать их, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов по всему миру. Эта формула привела к распространению многих проектов в области здравоохранения по всему миру, равно как и привело к успеху продукцию Microsoft, Apple, Google и других технологических компаний, чьи инновации построены на идеях исследований, спонсируемых государством.

Именно с этой идеей Билл Гейтс собирается выступать в Европе – призвать лидеров государств решать проблемы увеличением инвестиций в научные исследования, так как они создают новые рабочие места в настоящем времени, удовлетворят общественные потребности в краткосрочной перспективе, и приведут к экономическому росту в будущем.

Достаточно ясно, считает Гейтс, что теперь ключевой чертой приспосабливаемости людей является наша способность находить и делиться новыми знаниями. Именно это помогло нам эволюционировать, в отличие от неандертальцев. Нам необходимо максимально вкладывать средства в исследования, как если бы миллиарды жизней зависели от этого, потому что именно так и есть.

Оригинал статьи

Комментарии