Тайконавты, поехали: что умеет третья космическая держава

На прошлой неделе двое тайконавтов (от кит. tàikōng – космос) отправились в рекордный полет на космическую орбитальную станцию «Тяньгун-2» («Небесный дворец»). На этой неделе Китай объявил о намерении запустить к Луне возвращаемый аппарат «Чанъэ-5». Страна добивается успехов во всем, от пилотируемых полетов до планетарных исследований и уверенно подтверждает свой статус мировой космической державы. Об актуальных направлениях китайской космонавтики — в материале «Футуриста»

Тайконавты, поехали: что умеет третья космическая держава

По оценкам экспертов, на свою космическую программу Китай тратит около $6 млрд в год. По сравнению с США, которые выделяют на космос $ 40 млрд в год, это весьма скромно. Однако в 2013 году Китай совершил 14 успешных запусков, практически догнав американцев. В течение года Китай отправил в космос первый в мире квантовый спутник, закончил строительство самого большого радиотелескопа в мире и запустил спутник, предназначенный для поиска темной материи. Страна постоянно подкрепляет свой статус мировой космической державы, заработанный в 2003 году. Тогда первый китайский пилотируемый к аппарат «Шэньчжоу-5» с полковником ВВС НОАК Ян Ливэем на борту совершил 14 витков вокруг Земли.

Тайконавты, поехали!

Экипаж «Шэньчжоу-11»: Цзин Хайпэн и Чэнь Дун

17 октября Китай запустил на орбиту пилотируемый корабль «Шэньчжоу-11» с двумя тайконавтами на борту, которые должны провести на орбите около месяца. 50-летний Цзин Хайпэн и 37-летний Чэнь Дун станут рекордсменами среди китайских космонавтов: до этого максимальный срок пребывания китайцев на орбите составлял 15 дней.

На орбитальной станции «Тяньгун-2», которая была отправлена на земную орбиту месяцем ранее, космонавты будут проводить научные и прикладные эксперименты, а также проверять возможности китайской космонавтики. В ходе миссии проверят и оценят стыковку грузовых кораблей, изучат влияние долгосрочного пребывания в космосе на организм человека, а также понаблюдают за развитием растений в космосе. В честь китайских покорителей космоса уже печатают почтовые марки.

На Луну и обратно

Станция «Чанъэ-3» на поверхности Луны

Пока весь мир строит планы по освоению Марса, китайцы сосредоточились на Луне. В августе этого года завершил работу луноход «Юйту», который стал первым ровером, побывавшим на спутнике, со времен советского «Лунохода-2». Китай стремится покорить позабытую другими космическими державами Луну, но делает это осторожно.

Корабли «Чанъэ»создаются в парах, чтобы в случае неудачного запуска первого корабля, вместо него можно было отправить дублер. Первый китайский лунный зонд, «Чанъэ 1», вышел на окололунную орбиту в 2007 году. Идентичный ему «Чанъэ 2» отправился к Луне в 2010 году.

Последней лунной экспедицией была «Чанъэ 3». Космический корабль приземлился в лунном регионе Море Дождей в декабре 2013 года. В 2018 году к Луне отправится его «сестра» – «Чанъэ-4», чей запуск планировался на 2014 год. Научные инструменты «Чанъе 4» будут изучать сейсмическую активность Луны, исследовать подземные геологические слои, и вести радиоастрономические наблюдения на обратной стороне. В этой миссии с Китаем будет сотрудничать Германия, Швеция, Италия и Нидерланды. Перед запуском «Чанъе 4» планируется отправить в космос спутник-ретранслятор, который пригодится китайцам в будущих, как пилотируемых, так и беспилотных миссиях.

Возможным местом посадки Чанъэ 4 является кратер Аполлона, расположенный недалеко от края Южного полюса. Эта 8-километровая впадина простирается на 2500 км вширь и обнажает недра лунной коры, а возможно даже древние следы расплавленной лунной мантии. До этого поверхности обратной стороны не касался ни один космический корабль.

«Минералогические и геохимические исследования на дальней стороне Луны для изучения образования и эволюции лунной коры, а также наблюдения на низких радиочастотах и отслеживание сигналов «темных веков мироздания» являются приоритетными», – писали Ван Къонг и Лю Цзичжун, ученые из Китайского национального космического управления и члены проекта по освоению Луны.

Кроме того, Китай разрабатывает два возвращаемых космических аппарата, чтобы отправить на Землю образцы лунного реголита. Один из этих зондов, «Чанъэ 5», планируют запустить уже в 2017 году. Это будет первая отправка образцов лунного грунта с 1976 года, когда советская автоматическая станция «Луна-24» доказала наличие воды на нашем спутнике. Если все пойдет по плану, «Чанъэ 5» приземлится на ближней стороне Луны, точное место посадки зонда пока не определено.

Аппарат «Чанъэ 6» , по словам Ву Яньхуа, вице-администратора Китайского национального космического управления, является резервной копией миссии: если посадка «Чанъе-5» будет мягкой, возвращаемый аппарат высадится на обратной стороне Луны в 2020-х гг и возьмет пробы грунта для отправки на Землю.

При благоприятном стечении обстоятельств Китай может стать второй страной, обеспечившей высадку человека на Луну.

На Марс – вместе со всеми

Проект китайского марсохода

В фильме «Марсианин» именно китайцы предоставили свою ракету для спасения Марка Уотни. В реальности, возможно, Марс отправятся покорять тайконавты — как минимум, у Китая, как и у других, имеются планы на Красную планету. В апреле китайцы представили ровер, который должен отправиться на Марс в 2020 году. Ракета Long March 5 вынесет в космос 200-килограммовый аппарат, который будет стоять на шести колесах, иметь четыре солнечных панели и проработает на поверхности планеты в течение 92 суток.

Столь быстрое развитие китайской космонавтики удивляет и восхищает. Аналитик Брайан Харви считает, что китайцы тратят на освоение космоса миллиарды долларов, потому что хотят чувствовать себя равными другим космическим державам.

«Если говорить китайскими терминами, они хотят принести свой коврик к столу. Им нужно равенство, они хотят уважения со стороны мирового космического сообщества», – предполагает эксперт.

Это подтверждают и сами китайцы. До этого китайская космическая программа была засекречена и доля военного участия в ней была довольно высока. Теперь «тайконавтика» становится все более открытой и ориентированной на международное сотрудничество.

«Наука играет все более и более важную роль в китайской космической программе,» — говорит Ван Чи из Национального космического научного центра Китайской академии наук. «Мы не просто удовлетворены достижениями в области космической техники. С развитием китайской космической программы мы пытаемся сделать вклад в человеческое знание о Вселенной «.

По словам Вана Чи, международное сотрудничество является для Китая — новичка в космонавтике — способом догнать мировую науку. Кроме того, это залог эффективности космических миссий.

ЕКА и Китай совместно работают над новой миссией — Solar Wind Magnetosphere Ionosphere Link Explorer (Smile), которая будет изучать взаимодействие магнитосферы Земли с солнечным ветром. Запуск миссии планируется в 2021 году.

Комментарии