Сон в руку: 5 главных теорий о сновидениях
Если хоть раз в жизни вам случалось проснуться в холодном поту и стараться нащупать грань между сном и явью, – выдыхайте. Просто мозг работает и шлет вам подсказки.
Одна из первых записей сновидений – это миф о смерти шумерского царя Думузи-пастуха. Он правил городом Уруком приблизительно 2,5 тысячи лет до нашей эры, еще раньше «все видавшего» Гильгамеша. В переводе сон звучит так:
«Сокол зажал ягненка в когтях,
Козлята мои влачат лазурные бородки в пыли,
Овцы стад моих ступают по земле на согнутых ногах,
Маслобойка моя лежит (разбитая), в ней нет молока,
Чаша лежит (разбитая), Думузи нет в живых,
Стадо овечье предано ветру».
Перепуганный царь обратился за толкованием к своей сестре, которая, похоже, была в этом деле мастерицей. Она заявила, что сон предзнаменует страшную смерть и рекомендовала брату как можно скорее скрыться от людских глаз. Кабы чего не вышло.
Следующие 4 тысячи лет человечество с помощью религии, философии, психологии, нейробиологии пыталось понять, что именно происходит с человеком в забытьи. И вот 5 главных теорий о том, что такое сон.
Пророчества
Матери Сиддхартха Гаутамы, королеве Майе, приснился сон: к ней зашел белый слон и предрек, что сын ее станет Буддой. В Книге Бытия Иосиф истолковывает сны Фараона. Тому приснились семь тощих коров, пожирающих семь упитанных буренок и семь хилых колосков, забравших соки семи здоровых и сильных колосьев. Иосиф ответственно заявил: сие знаменует семь лет изобилия и семь лет голода в Египте, а посему надо бы заполнить закрома. Келли Булкли, автор книги «Большие сны: наука грез и истоки религии», считает, что такое предсказание является отличным примером метафизической формы одного из наиболее адаптивных признаков объятий Морфея: они готовят нас к грядущему.
«Во сне мы делаем то же, что и в бодрствовании – думаем. У нас есть потенциал предусмотрительности: пожалуй, если зима близко, то стоит запастись едой. Вся наша жизнедеятельность зависит от способности предсказывать будущее. Мозг – это круглосуточно работающая система, и мы постоянно, во сне и наяву, готовимся к нескольким вариантам развития событий», – говорит она.
Самое краткое определение сновидения по Булкли – это «художественная игра», ориентированная на будущее. Без какой-либо мистики.
«Аристотель предположил, что волнение и суета в жизни мешают точному "предчувствию" будущего, приходящему во снах», – говорит она.
Эволюционные психологи 2 тысячи лет спустя заявляют, что обилие потенциальных и реальных угроз ведет к их визуализации во время сна, чтобы мы уж наверняка обратили на внимание на особенно тревожные моменты.
Наставления
Жизнь Рене Декарта, великого скептика 17 века, круто поменялась в один ноябрьский вечер благодаря серии ярких сновидений. Историк-психиатр Джордж Макари, автор книги «Машина Души: создание современного ума», сообщает, что ночные грезы Декарта побудили его к осознанию, что «пространственные проблемы можно решать алгебраически, а природа мира обусловлена математическими законами». Это не только изменило жизнь Декарта, но и спровоцировало возникновение популярной научной концепции реальности. Зигмунд Фрейд начал писать «Толкование сновидений» после яркого кошмара в ночь перед похоронами отца в октябре 1896 года. В нем великий психолог увидел страшное печатное извещение: «Просим Вас закрыть глаза». Авраам Линкольн был активным сновидцем: по данным дневника его коллеги, Линкольн говорил, что любому «большому и важному событию» в его судьбе предшествовали красочные сны; всего за несколько дней до собственного убийства Линкольн телеграфировал жене просьбу обеспечить сыновей пистолетами: ему приснилось, что в Белом доме проходят похороны.
Игры бессознательного
На рубеже 20 века отец психоанализа Зигмунд Фрейд, зацикленный помимо прочего на детско-родительских отношениях, считал, что сны – это сообщения из бессознательного.
«Толкование сновидений – это королевская дорога к постижению бессознательных движений ума», – писал он.
Цель сна, по его мнению – исполнить подавленные желания, а в попытках интерпретировать их можно неплохо подразнить друг друга индивидуальными ассоциациями. Его подопечный, а затем и соперник Карл Юнг выбрал более перспективный подход: сны, говорил он, это способ той части психики, что расположена за пределами осознания, заставить заметить некие важные вещи через универсальные, но при том личные символы.
Анализ данных
Но-настоящему сновидения подпали под окуляры науки в 1950-е годы, с открытием быстрых движений глаз (REM, БДГ) и фаз сна исследователями Чикагского университета Юджином Асерински и Натаниэль Клайтман. Сегодня сканирование мозга с применением алгоритмов обучения и распознавания показывает, что мозговая активность во сне и бодрствовании одинакова. Президент Международной ассоциации изучения сновидений Келли Балкели начал собирать базу данных снов, которую поддержали на краудсорсинговой площадке более 20 тысяч сновидцев-добровольцев по всему миру. Он говорит, что уже сейчас проявляются многие психологические моменты. Например, что люди редко бывают во сне одни, и с ними за компанию в объятия Морфея отправляются близкие люди.
«Сны отражают эмоциональные проблемы наших взаимодействий», – говорит он. «Сны – это реальный ресурс для изучения качества тех отношений, ради которых мы готовы бороться».
По функциям это похоже на тревожность – способ оценки уязвимости (возможно, благотворный для здоровой интимности) и побуждение к действию.
Память и обучение
Более ста лет исследователи пытались понять, как сон способствует формированию и развитию памяти, в частности, долгосрочных воспоминаний. И вот, теперь неврологи все чаще заявляют, что калейдоскопические образы во сне является побочным продуктом работы памяти. Когда потоки различного опыта связываются между собой, «картинки» накладываются друг на друга и получившийся результат может оказаться одновременно знакомым и просто фантасмагоричным: так бывает только во снах! Исследователь из Университета Манчестера Сью Ллевеллин пишет:
«Сны часто бывают "нереальными", потому что в них смешиваются несколько воспоминаний. Во время фазы быстрого сна на феноменологическом уровне это составное изображение воспринимается как сновидение».
Одни воспоминания связываются с другими, и это порождает сумасбродные картины.
Именно так, во сне, мы учимся. Участникам эксперимента в университете Нотр-Дама было предложено пройтись по виртуальному лабиринту, а затем вздремнуть. Те, кому во время перерыва снилось задание и маршрут, во второй раз лучше с ним справились. И вот еще факт: птицы от рождения не умеют петь, им приходится этому учиться. Биолог Даниэль Марголаш в своей лаборатории в Университете Чикаго заглянул в мозг спящего зяблика и обнаружил, что во время сна в нем работает тот же тип нейронов, что и при распевании брачных трелей. Конечно, мы не можем точно сказать, что снилось зяблику, но выглядит это так, будто он действительно учится петь по ночам.
Комментарии