Что заставляет нас оставлять чаевые

Мы привыкли думать, что размер чаевых, которые люди оставляют в ресторанах зависит от того, насколько им понравилось обслуживание. Однако психологи доказывают, что решение в этой ситуации наш мозг принимает, учитывая целый ряд мелочей. И официанты, которые знают об этом, могут легко манипулировать нами.

Что заставляет нас оставлять чаевые

Принято считать, что размер чаевых, которые посетители оставляют в кафе, говорит о качестве обслуживания. На чеках даже иногда указывается, какой именно процент от суммы счёта следует оставить, чтобы показать ту или иную степень удовлетворенности.

Однако исследования психологов показывают, что всё не так просто: авторы как минимум 14 работ, основанных на экспериментах в настоящих ресторанах, утверждают, что качество обслуживания довольно редко на самом деле связано с суммой чаевых, рассказывает на «Би-би-си» психолог Клаудия Хэммонд, автор книги «Разум выше денег: психология денег и как лучше их использовать».

Так что же заставляет нас оставлять купюры на чай в том или ином количестве?

Большие компании оставляют меньше денег

Ещё в 1975 году исследование американского социального психолога Бибба Латане показало, что, как правило, чем больше людей сидит за столиком, тем меньше чаевых они оставляют. Дело в том, что в такой ситуации каждый думает, что это может сделать кто-то другой, ведь людей много. Этот эффект называется «размывание ответственности». Причём работает он далеко не только с ресторанами, тот же эффект ученые наблюдали у свидетелей нападения на улице: чем больше очевидцев, тем меньше шансов, что кто-то решится помочь.

Есть и другое объяснение ситуации с большими компаниями в ресторанах. Когда приходит время оплачивать счёт, каждый самостоятельно считает, сколько он должен. И зачастую после того, как все сбросились, денег не хватает даже на то, чтобы закрыть счёт, хотя многие давали уже с учетом чаевых. В итоге чаевые «растворяются». Не случайно некоторые рестораны сразу предупреждают, что при обслуживании больших компаний предусмотрен фиксированный размер чаевых, который становятся обязательной частью счёта.

От улыбки станут все щедрей

Влиять на количество человек, которые зашли перекусить, официант не может, но есть другие способы спровоцировать порыв щедрости у посетителей. Например, эксперимент, проведенный в 1978 году в одном из баров американского города Сиэтл показал, что улыбающийся официант получается в два раза больше чаевых. Но при этом улыбка должна быть искренней.

Анонимы получают меньше

Ещё одно интересное наблюдение психологи отметили после эксперимента в ресторане Charlie Brown’s в Южной Калифорнии, где одну группу официантов попросили представляться перед началом обслуживания, а другую нет.

Выяснилось, что если официант называл свое имя, чаевые составляли в среднем 23%, если же не делал этого, то получал 15%.

Кредитки лучше наличных

Любопытное исследование, проведенное в 1995 году, показало, что люди, которые думали о кредитных карточках, например видели логотипы Visa или Mastercard на папке с чеком, оставляли на 4% денег больше. Причём авторы работы утверждают, что они не обязательно расплачивались картой -– главное просто помнить, что она есть.

Женщины получают больше мужчин

Французские психологи Никола Геген и Селин Жако посвятили много времени изучению причин, по которым люди дают больше или меньше чаевых. Один из выводов, которые они делают: официантки в красных футболках получают более внушительные чаевые от посетителей-мужчин, чем те, кто одет в другие цвета. Однако если клиент — женщина, цвет одежды никак не влияет на размер чаевых, заметили учёные.

И, конечно же, это не единственный вывод, который заставляет признать, что в данном вопросе пол действительно порой имеет значение. Девушки-официантки также могут подсознательно заставить посетителей оставить более щедрые чаевые, нарисовав улыбочку на счёте. А профессор Майкл Линн, изучающий поведение потребителей, вовсе уверен, что гораздо лучше чем смайлик работает, например, нарисованный лобстер. Или какая-нибудь весёлая фраза.

Важно правильно подавать счёт

Ученые, занимающиеся поведением посетителей ресторанов, также отмечают, что имеет значение форма блюдца, на котором подается счёт. Если оно не просто круглое или квадратное, а, например, в форме сердечка, то можно рассчитывать на более высокие чаевые.

Лёгкое прикосновение руки

Возможно, это подходит не всем, но ученые Геген и Жако уверяют, что легкое прикосновение официанта к верхней части руки посетителя также повышает его шансы на хорошие чаевые.

Такие выводы они сделали из исследования, проведенного еще в 1980-х годах: мол, человек становится более расположен к вам, если задавая вопрос или обращаясь с просьбой, вы коснетесь его руки. Это показывает вашему собеседнику, что внимание целиком и полностью приковано к нему, а также придаёт вам очарования.

Исследование по этому поводу проводилось во французском городе Ван в западной Бретани. Участниками эксперимента были случайные посетители. В тот день только 10% посетителей оставляли чаевые. Но когда официантка начала выполнять трюк с легким прикосновением к руке, задавая вопрос «Что вы будете пить?», число желающих оставить на чай выросло до 25%.

Оригинал статьи

Комментарии