Жизнь после смерти: можно ли использовать сперму умерших

За последние десятилетия врачи научились делать совершенно удивительные вещи: например, уже сейчас можно взять сперму умершего человека. Жена получает возможность завести ребенка от мужа и после его смерти. Но такая идея не всем по душе. Разбираемся с физиологической и моральной стороной вопроса.

Жизнь после смерти: можно ли использовать сперму умерших

Мысль завести ребенка от любимого человека после его смерти кажется очень привлекательной, хоть и пугающей. Многие врачи отказываются делать забор спермы у умерших. Они считают, что жены, которые просят об этом, цепляются за возможность продлить жизнь мужа, находясь в состоянии сильного шока и стресса, будучи не совсем в ладах с реальностью. Тем не менее, это возможно.

Особенности процедуры

В конце 1970-х годов в Лос-Анджелесе уролог Кэппи Ротман впервые осуществил забор спермы у умершего мужчины. Он провел ряд крупных исследований и является одним из самых известных специалистов, занимающихся мужской репродуктивной системой.

«Когда я начинал свои исследования, однажды раздался необычный звонок. Сын одного политика попал в автомобильную аварию, в результате которой он получил серьезные повреждения, была зафиксирована смерть мозга. Мне позвонил глава отделения нейрохирургии клиники в Лос-Анджелесе и спросил, могу ли я забрать сперму этого молодого человека», рассказывает Ротман.

Было три варианта решения этой проблемы: ввести специальный стимулирующий препарат, удалить репродуктивные органы и извлечь сперму вручную или стимулировать наружные половые органы, чтобы вызвать эякуляцию. Остановились на втором способе – извлечении внутренних половых органов. Тогда был осуществлен первый забор спермы у умершего человека, но первое рождение ребенка, зачатого таким способом, произошло позднее, через 20 лет после этого.

Первое рождение живого ребенка в результате посмертной экстракции спермы произошло в 1999 году. Габи Вернофф родила девочку Брэндалин, которую зачали с помощью спермы, добытой Ротманом через 30 часов после того, как муж женщины умер. Это было настоящее чудо: беременность наступила только с использованием последнего имевшегося флакона спермы.

Ротман был одним из основателей криобанка в Калифорнии -– крупнейшего банка спермы в США. По его подсчетам, клиника осуществила около 200 посмертных заборов спермы, причем за последние годы популярность этой процедуры выросла. В 1980-х было осуществлено всего три таких забора, в 1990-х уже 15, а с 2000 по 2014 – 130, в среднем около девяти процедур в год. Сейчас клиника Ротмана уже не единственная, которая оказывает такие услуги.

Тело человека умирает не все сразу, а по частям. Изначально научная литература предписывала осуществлять забор спермы в течение 24-36 часов после смерти, но впоследствии исследования показали, что при правильных условиях жизнеспособный сперматозоид вполне может выжить и после этого срока. Например, Ротман рассказывал о человеке, который умер во время сплава на каяках в холодной воде, чья сперма была в хорошем состоянии целых два дня спустя смерти. А в апреле 2015 года врачи в Австралии объявили о рождении здорового ребенка, зачатого из спермы, извлеченной через 48 часов после смерти отца.

Сперматозоиды не должны быть суперпроворными и совершенными даже вялые сперматозоиды все еще могут оплодотворить яйцеклетку. Но сначала кто-то должен их добыть.

Сейчас есть несколько способов забора спермы, в том числе извлечение с помощью иглы. Этот метод предполагает введение иглы в семенники и вытягивание некоторого количества спермы. Второй подход состоит в извлечении яичка или придатка хирургическим путем. Врач удаляет придаток и отделяет из него сперму. Третий вариант – использования ректального зонда, этот метод называется электроэякуляцией. Врач вводит проводящий зонд в анус человека таким образом, чтобы он оказался рядом с простатой. Импульс электроэнергии вызывает сокращение мышц, что стимулирует эякуляцию спермы через обычные каналы. Такой метод также используется для мужчин, имеющих травмы позвоночника.

Несмотря на то, что извлечение спермы после смерти возможно, это не значит, что оно будет осуществлено по первому запросу. В этом отношении нет никаких конкретных правил. В правовой позиции США по этому вопросу есть ряд противоречий. Законы, которые регулируют пожертвование тканей и органов, являются федеральными, но можно по-разному подходить к трактованию их по отношению к сперматозоидам, которые классифицируются как возобновляемые источники ткани. В то же время, искусственное воспроизводство регулируется в разных странах по-разному: в некоторых государствах в принципе запрещено искусственное оплодотворение.

В США, если человек не оставил при жизни никаких предварительных указаний, как поступить с его органами, это решают ближайшие родственники. Они же решают, когда прекращать искусственную поддержку организма. Но вопросы, связанные с использованием спермы, вызывают много споров. Несколько судебных решений наделили сперматозоиды статусом выше, чем у крови, костного мозга или органов. В то время как эти вещества и части тела могут быть использованы, чтобы спасти жизнь, сперма используется для создания жизни. Американское общество репродуктивной медицины в 2013 году постановило, что в отсутствие письменной прижизненной директивы врачи не обязаны осуществлять забор спермы по просьбе родственников.

С другой стороны, в 2006 году судья, трактовавший политику донорства органов, постановил, что сперма может быть включена в список органов для пожертвования, если человек в принципе не заявлял четко об отказе от этого. Таким образом, это остается на усмотрение родственников.

Американское общество репродуктивной медицины считает, что забор спермы может быть осуществлен по просьбе супруги или партнера, однако перед использованием для зачатия следует выждать определенный «период скорби», чтобы решение о рождении ребенка было принято не под влиянием стресса. Организация не заставляет медицинские центры обязательно участвовать в такой деятельности, но советует в любом случае разработать письменные правила на этот счет. Тем не менее, во многих клиниках их до сих пор нет.

Международные споры

В разных странах свое отношение к этому вопросу: где-то есть соответствующие законы, где-то нет, кто-то разрешает проводить подобные процедуры, кто-то категорически запрещает.

Франция, Германия, Швеция и Канада входят в число стран, которые запрещают посмертный забор спермы. В Великобритании эта процедура не допускается, если человек не дал предварительное письменное согласие. В Австралии женщине запретили собрать и заморозить сперму своего мужа после его неожиданной смерти, несмотря на то, что они планировали завести детей. Позже она узнала, что ее муж, возможно, сдал сперму в качестве донора, когда был студентом.

В Израиле достаточно формального согласия: умерший человек не обязательно должен оставить письменный документ, его вдова просто может сказать, что она считает, что он дал бы согласие, если бы был жив. Правительство может даже оказать финансовую помощь: государственное медицинское страхование оплатит столько циклов ЭКО, сколько необходимо для рождения двух младенцев. Относительно либеральные правила создают иногда курьезные ситуации: так, родители погибшего солдата выиграли право на сперму своего сына, чтобы получить возможность для рождения внука, хотя вдова мужчины была против и не собиралась сама рожать ребенка.

В России известны случаи рождения детей от умерших отцов. Впервые это произошло в 2005 году в Екатеринбурге, женщина стала мамой своему внуку, рожденному суррогатной мамой от ее умершего сына.

«Большинство этических вопросов в области репродукции или медицины в целом врачи решают, учитывая желания и согласие пациента. В этом случае из-за смерти пациента ситуация осложняется, но также нужно уважать благополучие будущего ребенка. В большинстве случаев вы догадывайтесь о том, какие были пожелания у умершего. Но если человек четко оставил указания, права умерших почти всегда вытесняют права живых», говорит биоэтик Элизабет Юко.

В банках спермы всегда интересуются, согласны ли доноры на использование спермы после их кончины. В 2012 году группа исследователей изучила эти данные. Из около 360 мужчин с раком или бесплодием, которые сдали сперму в Техасе, почти 85% согласились на посмертном использование.

В США в 2014 году был проведен опрос среди мужчин. Респондентов попросили сказать, хотят ли они, чтобы их супруга имела возможность использовать их сперму для посмертного зачатия. Около 70% мужчин в возрасте 18-44 лет ответили утвердительно. Исследователи пришли к выводу о том, что презумпция согласия была бы лучшим механизмом, чем нынешний консервативный стандарт.

Изменение суждений

За последние десятилетия отношение к этому вопросу, кажется, изменилось. В 1998 году British Medical Journal опубликовал статью, в которой обсуждалась этическая сторона извлечения спермы умерших. «Врачи невольно санкционировали использование органов умерших людей для женского удовольствия», говорилось в статье. Авторы призывали врачей «найти в себе мужество остановить нападки на пациентов, у которых умер мозг».

В 2008 году исследование, проведенное в южных штатах США, показало, что «общие установки и образ ... мышления поддерживают посмертный забор спермы». А в 2015 году специалисты по этике в Австралии опубликовали статью, утверждающую презумпцию согласия со стороны покойника.

Некоторые считают, что посмертное донорство спермы должно быть запрещено отчасти потому, что оно приводит к появлению детей из неблагополучных семей, которые никогда не будут знать своего биологического отца. Но многие дети не знают своего биологического отца, даже если он жив. Другим же трудно понять, почему женщина может использовать сперму донора, сдавшего ее в банк и умершего, но не своего мертвого мужа.

«Взрослые принимают решение привести ребенка в мир из-за взрослых потребностей. Но они не проявляют достаточное беспокойство о том, какое воздействие будет оказано на ребенка тем, как он был зачат», -– говорит клинический психолог и член комитета по этике Университета штата Висконсин Джулианна Цвайфель.

Психолог беспокоится о том бремени, которое ложится на ребенка, зачатого таким образом.

«Этот ребенок может в конечном итоге представлять собой нечто вроде поминальной свечи в честь умершего человека. Он может чувствовать, что люди ищут черты умершего родителя в нем, чувствовать, что он обязаны вести себя в соответствии с этими ожиданиями», говорит Цвайфель.

Существует очень мало исследований о возможных психологических или медицинских последствиях для ребенка, зачатого с помощью спермы, извлеченной посмертно. В 2015 году было опубликовано исследование о том, что четверо детей, рожденных от такой спермы, «показали нормальное здоровье и результаты развития», но оно было принято научным сообществом незначительным.

Удивительно, что после всего случившегося болезни или травмы, послужившей причиной смерти, споров о том, можно получить сперму или нет, сложных процедур – большинство родственников, все-таки получивших сперму, так никогда и не используют ее. Кэппи Ротман считает, что попытка получить сперму для посмертного зачатия ребенка – это проявление скорби. Из 200 клиентов его клиники, которые обратились за посмертным извлечением спермы, только двое ее использовали по назначению.

Оригинал статьи

Комментарии