Какое будущее видели люди 125 лет назад
Мы редко бываем более творческими, чем когда мы фантазируем о будущем. Мы мечтаем смело, иногда без надежды увидеть воплощение собственных фантазий в жизни. Но иногда инженерная мысль даже опережает наши ожидания. «Футурист» собрал любопытные предсказания о транспорте будущего за последние 125 лет — судите сами, удалось ли нам воплотить в жизнь мечты наших предков.
Крылья
Скорее всего, Дедал, герой древнегреческого мифа, не понимал, к чему приведет его попытка сконструировать крылья для себя и своего сына Икара. Их полет, по легенде, закончился неудачно: воск, которым были скреплены крылья Икара, расплавились на жарком солнце, и юноша камнем пошел в воду и утонул. Но люди никогда не боялись этой древней сказки, мечтая взмыть в небо как птицы. Художник Жан-Марк Коте вместе с единомышленниками-романтиками в начале XX века выпустил серию открыток, на которых изображен 2000 год глазами человека того времени. На этих открытках изображены различные летательные аппараты: например, крылатые пожарные, спасающие женщину с ребенком из горящего дома.
Похоже, идея крыльев очень нравилась французам того времени. Вот, например, совершенно стереотипная французская ситуация: адюльтер. На чем еще убегать из дома замужней женщины её любовнику, застигнутому врасплох, как не на крыльях? Обратите внимание на мигающий световой индикатор на раме кровати: как женщина убедила своего мужа в том, что им нужна дополнительная функция — загадка.
Приблизились ли мы хоть немного к идее крыльев? Безусловно, проводятся фестивали, где люди прыгают с высоты со странными конструкциями за спиной, имитирующими крылья. Было несколько полууспешных попыток создания орнитоптеров или махолетов — летательных аппаратов, движущихся за счет имитации движения крыльев птиц и насекомых. Эти полеты были настолько короткими и по времени, и по дальности, что даже братья Райт не позавидовали бы. Похоже, полет на крыльях (и ни на чем, кроме крыльев) так и останется плодом человеческого воображения. Зато у нас есть парапланы, парашюты и дельтапланы.
Плавающие или летающие автомобили
Художник Альберт Робида, изобразивший толпу, слетающуюся на оперу, предсказал, что в 2000 году небо заполонят некие торпедообразные транспортные средства. Видимо, красота требует жертвы: эти эффектные летательные аппараты нельзя назвать безопасными. Однако нас больше интересует, способны ли такие конструкции подняться в воздух и доставить столичного модника в театр или ресторан?
Судя по рисунку, эти транспортные средства способны зависать и парить в воздухе, а чашеобразные плавники — это что-то вроде репульсорного двигателя из «Звездных войн». Возможен и другой способ передвижения: магнитная левитация. Но если это и вправду так, пусть удача всегда будет с вами, водители и пассажиры этих агрегатов: если другой автомобиль подлетит слишком близко, вам конец. Может быть, эти странные конструкции поднимаются в небо на скрытых пропеллерах? Тогда выходит, что эти загадочные летательные аппараты — всего-навсего вертолеты. Видимо, художник полагал, что мы будем достаточно богаты, чтобы позволить себе личные вертолеты.
Приблизились ли мы к этому? Да, если говорить о магнитной левитации. Правда, использование этой технологии пока довольно «приземленное». Японские поезда нового поколения, работающие на магнитной левитации, достигают скорости 600 км/ ч. Над землей они не парят. Но технология выглядит многообещающей: возможно, когда-нибудь с её помощью мы сможем запускать на орбиту космические аппараты и спутники.
Репульсор, к сожалению, до сих пор пока никто не собрал.
Мы можем заставить автомобили летать, но пользы от них нет: слишком дорого и непрактично. Самый известный (и печально известный) пример — Moller Skycar: последние испытания этой махины проходили в 2003 году. Впрочем, компании Pal-V, Zee Aero и Volo все равно работают над небольшими персональными летательными аппаратами. Еще есть китайский Ehang, похожий на нечестивое порождение трутня, вертолета и Google Car.
Ядерные автомобили, поезда и танки
В 1950-х казалось, что ядерная энергетика может решить все проблемы человечества — в том числе и связанные с транспортом. Одним из примеров является Ford Nucleon, концепт-кар конца 50-х. Транспортное средство должно было приводиться в движение с помощью ядерного генератора в задней части автомобиля. Возможно, это сократило бы число аварий: кому охота врезаться в атомный реактор по дороге с вечеринки? В 1960-х Ассоциация американских железных дорог обсуждала идею о ядерном поезде и даже разработала проект этого «прогрессивного» средства передвижения. Армия мечтала об атомных танках, несмотря на избыток в арсенале всего, что связано с ядерной физикой. В конце 50-х компания Chrysrler разработала танк TV-8, который должен был быть приспособлен к условиям ядерной войны. Неудачность этого проекта была в том, что при малейшем повреждении этого танка, атомный двигатель мог бы взорваться.
Сейчас атомная энергетика в транспорте не применяется. Конечно, возможно сконструировать маленький ядерный реактор — но скажите честно, вам хотелось бы разъезжать с ним в одном автомобиле? А вот ядерные самолеты поднимались в небо в конце 1950-х и начале 1960-х годов, но их потенциал стратегического преимущества (в первую очередь, возможность оставаться в воздухе над территорией противника в течение длительных периодов времени) был сведен на нет межконтинентальными ракетами вроде Minuteman.
Китобус
Да, это действительно кит, привязанный к коробке, в которую втиснуты люди, а перед этим китом проплывает сердитый дельфин. Все правильно.
Такой транспорт, наверное, можно встретить только в дельфинарии — и то в виде резиновой «таблетки» с дрессировщиком. Но люди иногда используют морских млекопитающих для своих земных дел. Ходит множество слухов о программе военно-морского флота США, в рамках которой планировалось натаскать дельфинов-саперов, определяющих местонахождение мины. Но если дельфины откажутся сотрудничать с военными, это послужит дополнительным доказательством их интеллекта: кому охота в цвете лет напороться на мину?
Летающая подводная лодка
«Летающая подводная лодка» — фраза звучит как цитата из книги Жюля Верна. Тем не менее, это вполне реальный проект: над ним работал советский инженер Борис Ушаков. В предвоенные годы он был студентом инженерного факультета. Его смелая идея привлекла внимание советских властей. Ушаков во второй половине Великой Отечественной войны начал работу над этим проектом, однако он не был успешным. В 1953 году Никита Хрущев заморозил проект. В 1961 году американец Дональд Рид начал строить самолет, который был бы способен двигаться под водой. В 1964 году его детище смогло погрузиться в воду на два метра и пролететь на высоте 10 метров над уровнем моря. В 2008 году DARPA объявила о выделении средств для разработки летающих подводных лодок. Гражданские не в курсе о разработках: DARPA скромно молчит.
Комментарии