Альтернативный интернет. Насколько реален и нужен ли он?

Кто и зачем создает альтернативный интернет, как децентрализация Всемирной паутины вернет ей независимость, и какой «свой интернет» нужен России? Разбираемся.

Представьте, что у вас есть неограниченные время и ресурсы, а еще разработанный алгоритм, который можно применить, куда угодно. Что вы захотите создать? Герой сериала «Кремниевая долина» Ричард Хендрикс в одной из серий ответил, что применил бы свой алгоритм для создания нового интернета. Хендрикс объяснил свою идею так:

«У меня есть телескоп. И я однажды решил понаблюдать полнолуние. И я подумал: надо же, мы высадились на Луне, когда компьютеры умели не больше калькуляторов. Сейчас мой телефон буквально в миллионы раз мощнее тех компьютеров, и он просто лежит в кармане без дела. И дальше подумал про миллиарды телефонов во всем мире. И все настолько же мощные, и все лежат в карманах. И я подумал, а что если объединить эти телефоны в грандиозную сеть. И самое главное — с моим алгоритмом данные будут настолько быстро передаваться, что, если получится, можно создать абсолютно децентрализованную версию современного интернета — без файерволов, без тарифов, без участия государства, без слежки. Информация станет свободной во всех смыслах этого слова».

Альтернативный интернет как протест против централизации

Прототипом современного интернета стала компьютерная сеть Arpanet, созданная еще в 1969 году по заказу Министерства обороны США. Сеть объединила четыре научных учреждения, специалисты которых и занимались ее разработкой, — Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Стэнфордский исследовательский центр, Университет Юты и Университет штата Калифорния в Санта-Барбаре. Создавалась сеть на случай войны — чтобы обеспечить страну надежной системой передачи данных. Это была децентрализованная сеть — система, где информацию можно передавать от одного узла к другому, пока она не достигнет точки назначения.

Сегодня интернет живет по принципам централизации — когда большая часть информации проходит через сервера крупных компаний, например, Google или Amazon. Такая система плоха и опасна тем, что она порождает монополию, облегчает задачу мировых правительств получать необходимую им информацию о пользователях путем давления, да и в целом нарушает тот самый главный принцип свободы информации.

Так вот в последние годы о возвращении к децентрализации интернета и вообще о создании альтернативного интернета стали говорить чаще. Одни об этом говорят в шутку, другие — в утопическом ключе, а третьи подразумевают реальное будущее. По мнению экспертов из той самой Кремниевой долины (но уже не кинематографичной, а реальной), идея интернета нового поколения, свободного от влияния корпораций и государства, будет набирать обороты. И возможно, через несколько лет, альтернативный интернет потеснит привычную нам модель Всемирной паутины. Эксперты считают, что это произойдет не на пустом месте, а как реакция, хотя бы отчасти, на скандалы с утечками данных. Один из последних подобных примеров — история с Facebook, когда в марте этого года выяснилось, что данные 87 миллионов пользователей соцсети попали к компании Cambridge Analytica, которая использовала эти сведения для прогнозирования политических предпочтений избирателей во время президентских выборов в США 2016 года.

Невидимый интернет анонимности и безопасности

На самом деле, альтернативный интернет — вовсе не новинка. Он уже существует, но в разном обличии. Например, есть известный всем Tor — система прокси-серверов, которая обеспечивает анонимное сетевое соединение, доступ к страницам и сайтам. Есть сеть I2P — так называемый «невидимый интернет» — анонимная самоорганизующаяся распределенная сеть, которая работает поверх интернета. I2P позволяет в безопасном режиме просматривать веб-страницы, обмениваться файлами. Любой пользователь может запустить здесь сервер, который будет доступен только в пределах I2P. Получается, это такая закрытая платформа. Есть различные децентрализованные блокчейн-платформы, где базы данных хранятся не в одном месте, а на множестве отдельных устройств.

В 2014 году два шотландца Ник Ламберт и Дэвид Ирвин создали cеть SAFE, суть которой состоит в том, чтобы использовать существующий интернет, но не хранить данные на серверах Google, Yahoo, Facebook и любой другой крупной интернет-компании. Разработчики предложили использовать децентрализованный принцип — каждый, кто присоединяется к сети, должен был превратить свой компьютер в часть этой сети — пользователь должен предоставить свой жесткий диск для хранения зашифрованных данных.

По задумке, SAFE защищает пользователей от хакеров и слежки правительства, оставаясь при этом привлекательной для разработчиков приложений и крупных компаний. Как отметил Ирвин, у сети SAFE есть ряд преимуществ: полная анонимность (у третьих лиц нет возможности подслушивать), безопасность (только пользователи знают пароли для дешифрования данных, а еще отсутствует центральный сервер, который делает невозможной DDoS-атаку), высокая производительность (скорость работы внутри сети увеличивается по мере того, как прибавляется число пользователей), отсутствие цензуры (сеть не использует DNS — систему, которая контролирует адреса сайтов).

За четыре года до этого появилась децентрализованная социальная сеть Diaspora. Ее серверы (тут их называют стручками) расположены в разных точках мира. Пользователь выбирает любой стручок, регистрируется в нем и свободно общается с людьми из других стручков. Программное обеспечение диаспоры предоставляется пользователям бесплатно, и это ПО имеет открытый исходный код. Это значит, что каждый может внести изменения в этот код, чтобы он работал лучше.

Об альтернативном варианте интернета недавно задумался и Павел Дуров. Вместе со своим братом Николаем они разрабатывают проект TON (Telegram Open Network) — сеть со скрытыми IP-адресами, которая работает поверх обычного интернета. Эта сеть будет включать криптовалюту и платежную систему на блокчейне, мессенджер для обмена сообщениями Telegram, виртуальный паспорт (Telegram Passport), децентрализованное хранилище для файлов, собственную систему поиска.

TON отличает то, что ее нельзя заблокировать обычными техническими способами, и поэтому ее не смогут контролировать интернет-регуляторы. Концепция Telegram Passport предполагает, что доступ к личным данным пользователя будет иметь только тот сервис, который проверяет достоверность персональной информации. Однако, по мнению некоторых экспертов, такая схема в России не будет возможной до тех пор, пока страна не упростит порядок трансграничной передачи персональных данных.

Создатель интернета Тим Бернерс-Ли считает, что будущее за децентрализованными системами. Люди уже устали от того, что больше не могут контролировать безопасность своих данных. И такие системы, в том числе и проект Бернерса-Ли Solid (инструмент для создания децентрализованных приложений), становятся более зрелыми.

Альтернатива альтернативному интернету

К сожалению, идею альтернативного, пропитанного свободой, интернета, иногда пытаются опошлить. Так, в 2017 году стало известно, что Россия вместе со странами БРИКС собирается создать свой Интернет. Совет безопасности России поручил до 1 августа 2018 году инициировать обсуждение вопроса о создании «системы дублирующих корневых серверов доменных имен (DNS), независимой от контроля международных организаций ICANN, IANA и VeriSign и способной обслуживать запросы пользователей перечисленных стран на случай сбоев или целевых воздействий».

Независимый интернет, по мнению Совбеза, нужен для того, чтобы обезопасить Россию от якобы возросших возможностей западных стран по ведению информационной войны. Российские власти считают, что система управления интернетом должна быть более прозрачной, и в ней должна быть четко прописана роль правительства.

Комментарии