Запретные слова, отношение церкви и экология. Как устроены американские крематории

40 лет назад в Америке кремировали только 5% покойников. Сейчас цифра приближается к 50%. Работники американского кладбища Роузхилл рассказывают о том, как работает крематорий и как меняется отношение общества к памяти о мертвых.

Кладбище с урнами

Линден — небольшой город в штате Нью-Джерси. Местное кладбище Роузхилл здесь почти переполнено. Посетители либо стоят среди длинных рядов надгробий, либо отправляются в другую, менее популярную часть кладбища. Она называется колумбарием.

Поначалу удивляет само существование этой огромной камеры, заполненной урнами с прахом. Из-за фильмов нам кажется, что кремированные останки человека хранят дома на полке или рассеивают по ветру. Это не всегда так. Многие кремированные люди остаются на кладбище, как и их погребенные товарищи.

Полы здесь покрыты розовым ковром, тишину может нарушить только шум пылесоса. По размеру и стилю урны можно определить эпоху, которой принадлежал покойник. Старые урны богато украшены: увенчаны вечным огнем или стилизованы под Библию. Современные урны более прочные и минималистичные. Они крупнее — сейчас процесс кремации позволяет сохранять больше человеческих останков, чем раньше. Некоторые семьи украсили ниши своих родственников цветами, фотографиями и изображениями Иисуса, другие, наоборот, замуровали нишу с урной мраморной табличкой.

Чуть дальше, в глубине колумбария, есть комната Розы. Здесь урны хранятся не в нишах, за стеклами, а на открытом воздухе. Некоторые родственники не хотят, чтобы прах близких выставляли как экспонат в музее. Комната Розы завершается рядом витражных дверей. За ними — другие двери, уже железные. Здесь заканчивается колумбарий и начинается крематорий.

История кремации

В 1980 году только 5% американцев были кремированы после смерти. Сейчас эта цифра приближается к 50%. Специалисты вспоминают, что всплеск интереса к кремации произошел после 2008 года, когда в стране случился экономический кризис. Кремация просто оказалась дешевле погребения. 180 долларов за саму процедуру (плюс стоимость урны и обслуживания) против 3500 долларов за могилу. В Роузхилл сегодня сжигают около 25 тел в день. Раньше во владении крематория было три машины для сжигания, теперь их уже пять.

Конечно, кремация появилась не во время экономического кризиса, а в каменном веке. Она была распространена в Древней Греции и Риме. А у индуистов испокон веков считалась самым предпочтительным похоронным ритуалом.

Кремация начала исчезать из Европы вместе с проникновением христианства. Государства, принимающие новую религию, отказывались от сжигания тел, считая ее языческой практикой.

Христианство запрещало кремацию, потому что она препятствует дальнейшему воскрешению, прописанному учением. Тела мертвых стали сжигать только в целях гигиены или наказания, но к V веку эта практика из Европы ушла.

И вернулась в 70-х годах XIX века. Тогда правительства многих стран серьезно озаботились вопросом здравоохранения. Кремация была хорошим способом борьбы с эпидемиями. Первый современный крематорий открыли в США в 1876 году. К 1900 году их было уже двадцать, но католическая церковь свои запреты не отменяла. Только в 1963 году католики получили высшее папское разрешение на кремацию (развевать прах по ветру по-прежнему не рекомендовалось).

Почему кремация становится популярной

Сейчас в США 2100 крематориев. Их популярность — не только вопрос цены. Люди стали менее религиозны, церкви — менее консервативны. Кроме того, потребителей больше не интересует нарочитая демонстрация богатства — теперь они склонны к простоте и минимализму. Не только в убранстве, но и в самих обрядах. Люди XXI века более мобильны. Миллениалы в среднем проводят на одной работе 5 — 7 лет. Как они могут провести целую вечность в одной могиле?

Кремация стало социально приемлемой, но пока не везде. Если в штатах вроде Флориды или Калифорнии кремируется 60 — 80 процентов тел, то в Библейском поясе (религиозные и консервативные штаты на юге США) количество кремируемых значительно ниже. К противникам кремации также относятся афроамериканцы.

Кремация набирает популярность еще и потому, что места на кладбище быстро заканчиваются. По оценкам исследователей, их осталось примерно на 15 лет, поэтому многие кладбища оборудуют крематории у себя уже сейчас. Их можно строить и в жилых районах, но многие люди пока не готовы видеть из своих окон трубы крематория.

Почему блок для кремации нельзя называть печью

Работа крематория начинается со звонка: так работников уведомляют о прибытии катафалка с телом. Усопший лежит в прямоугольном гробе, как правило, картонном.

Тело, конечно, не сразу отправляется в блок кремации. Сначала все доставленные гробы на день или два ставят в холодильную камеру: законодательство многих штатов запрещает проводить кремацию раньше, чем через 24 часа после смерти.

Пять блоков кремации занимают весь нижний этаж. Каждый блок покрыт специальными алюминиевыми пластинами с алмазным напылением. Никогда не называйте блок кремации печью, а сам процесс — сжиганием, даже если по сути это так и есть. Существуют слова, которые не стоит произносить в крематории. Слово «печь» ассоциируется у людей с концлагерями, а таких сравнений все причастные к процедуре стараются избежать.

Готовое к кремации тело отправляют к одной из машин. Чтобы убедиться, что семья получит назад останки именно своего родственника, работники кладбища Роузхилл установили двойную систему проверки личности. Копия квитанции со всеми данными об усопшем крепится на блок кремации, к которому было доставлено тело, а металлическая идентификационная метка кладется непосредственно в гроб.

Внутри блока кремации

Блок кремации состоит из двух камер: первичной, где сжигается тело, и вторичной, где уничтожаются газы. Стены первичной камеры облицованы кирпичом, пол и потолок сделаны из огнеупорного бетона. Горелка спускается с потолка и нагревает камеру до 650 градусов Цельсия, что позволяет разрушить тело до газов и костных фрагментов. Затем останки отправляются в 9-метровый лабиринт, где газы удерживаются около двух секунд. На последнем этапе газ обрабатывается температурой почти в 1000 градусов, чтобы нейтрализовать запах и уничтожить твердые частицы. После термической обработки обезвреженный газ уходит в атмосферу.

Любое твердое тело превратится в газ, если его нагреть до правильной температуры. В блоках кремации газами становятся ткани человека. Машины в крематории сконструированы так, чтобы большая часть выбросов уничтожалась внутри и не попадала в атмосферу.

Операторы следят за происходящим через специальные мониторы. С их помощью можно увидеть, что происходит в каждой камере: какая там температура, как подается воздух, как проходит тело. В среднем, весь процесс занимает около полутора часов, хотя время сильно зависит от веса человека и типа гроба, в котором его кремируют. За восемь часов каждая машина в Роузхилл должна сжечь пять тел. Работают они шесть дней в неделю.

Где пепел?

Значительная часть останков, которые помещают в урну, это зола от гроба. От самого человека остаются только фрагменты костей. После кремации останки помещаются на серебряный поднос: здесь работники с помощью магнита очистят их от содержащегося железа (шарниры, протезы, скобы) и еще раз переберут руками, убирая другие посторонние объекты. Некоторые посетители хоронят своих близких с какими-нибудь предметами, например, бутылкой виски, и служащим приходится выискивать в останках осколки стекла. Все эти предметы потом закапывают на кладбище.

На последней стадии останки размельчаются и пропускаются через сито непосредственно в урну. Но не всегда. Например, в некоторых азиатских культурах не одобряется дробление костей, тогда останки людей передаются родственникам необработанными.

Кремация — это экологично?

Если человечество планирует полностью перейти на кремацию, то следует озаботиться экологической стороной вопроса. Выбросы из крематория могут стать серьезной проблемой.

Как альтернативу сейчас рассматривают процесс щелочного гидролиза, который производит меньше оксидов углерода и других загрязняющих веществ. Суть метода в том, что тело погружают в камеру, которую заполняют водой и гидроксидом калия. Содержимое камеры нагревают до 160 градусов Цельсия и подвергают сильному давлению. В итоге тело человека превращается в жидкость с зеленовато-коричневым оттенком, а его кости становятся настолько мягкими, что их можно без труда измельчить. Кости отдают родственникам, а жидкость можно без вреда для окружающей среды слить в канализацию.

Описание метода звучит дико, потому что придуман он был для утилизации бешеных коров. Гидроксид калия разъедал больную плоть, а высокое давление уничтожало вирусные белки, которые могли заразить бешенством и других коров.

Пока щелочной гидролиз, несмотря на экологичность, прижиться не может. Он гораздо дороже кремации, и люди не одобряют идею сливать останки тел в канализацию. Да и вообще, щелочной гидролиз еще не легализован на территории США.

Оригинал статьи

Комментарии