Как взбодрить мозг после праздников? Упражнения от университета Джонса Хопкинса

После затяжного отдыха во время новогодних праздников настроиться на привычный рабочий лад не так-то просто, да и вообще мозг разленился и не хочет думать. Как эффективно повысить КПД — рассказываем в этом материале.

Действительно работает

Наверняка вы видели рекламу настольных или мобильных игр для развития мозга, обещающих сделать вас внимательнее, сосредоточеннее и к тому же помочь сохранить это до самой старости. И хотя банальная реклама скорее заставит поверить в обратное, ни одна из игр не подтвердила заявленной эффективности, согласно углубленному исследованию, опубликованному в прошлом году журналом «Психологическая наука в публичных интересах».

Однако недавно исследователи университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США) установили, что одно из упражнений, призванных проверить рабочую память субъекта, может действительно улучшить работу мозга. Откуда это известно? Результаты работы были опубликованы в авторитетном «Журнале о когнитивном усовершенствовании». На заметку: упражнение не повышает IQ, но улучшает рабочую память, которая в свою очередь помогает отличиться на работе или в учебе.

Рабочая память

Рабочая память – это часть кратковременной памяти. Зачастую она задействуется для обработки новой информации, которая необходима прямо сейчас. Считается, что она связана со способностью к счету и грамотности.

«Люди считают, что когнитивное обучение либо работает, либо нет. Мы показали, что все зависит от типа упражнений, которые выполняет человек, – объясняет ведущий автор исследования доктор Кара Дж. Блэкер, – Данный же тест демонстрирует наиболее последовательные результаты и наибольшее влияние на производительность, и именно на нем нужно сфокусироваться, если вы заинтересованы в улучшении когнитивных способностей через обучение». Это упражнение стало первым, показавшим реальное улучшение познания.

Докопаться до правды

Так как другие методы провалили проверку, доктор Блэкер и ее коллеги начали с того, что приняли за основу идею самостоятельной тренировки мозга, которая по своей сути не является ошибочной. Ошибка же кроется в самих упражнениях, используемых в подобного рода программах и приложениях. Команда доктора Блэкера рассмотрела два наиболее часто применяемых упражнения для тренировки мозга с целью проверить рабочую память.

Ученые пригласили 136 молодых людей и попросили их пройти через череду тестов для определения базовых информации об их рабочей памяти, когнитивных способностях и интеллекте. Им также провели ЭЭГ (электроэнцефалографию) для оценки мозговой активности на первой и на последней стадиях исследования.

Два тестируемых упражнения называются «Двойная n-назад» и «Сложный объем памяти». В «Двойной n-назад» игрок видит серию синих квадратов на сером фоне. Они появляются в одной из восьми ячеек на экране. Каждый раз, когда появляется квадрат, игра произносит букву. Участник должен запомнить, какая буква была произнесена один, два или несколько ходов назад (то есть повторяется ли буква). Другими словами, нужно помнить последовательность, в которой строится игра. При этом с течением времени игра усложняется.

В «Сложном объеме» игроки должны запомнить последовательность красных квадратов, которые проецируются на сетку 4х4. Периодически между квадратами появляется отвлечение. Но в этом случае игрокам не нужно беспрерывно возвращаться к предметам, хранящимся в сознании, как происходит в «Двойной n-назад».


Центры коры головного мозга

Игра для префронтальной коры

Участники играли в одну из трех игр в лаборатории: первая группа играла в «Двойную n-назад», вторая в «Сложный объем», а третья – контрольная группа – в нейтральную игру. Затем волонтеров попросили продолжить играть дома для тренировки. 30 дней спустя их проверили снова.

Игравшие в «Двойную n-назад» показали улучшение рабочей памяти на 30%, это почти вдвое больше, чем эффект от «Сложного объема». У игроков первой группы была отмечена большая активность в префронтальной коре – области, ответственной за исполнительные функции и высокую обучаемость.

Соавтор исследования, доктор Сьюзан Кортни, поясняет, что «результаты дают основание полагать, что игра что-то меняет в мозгу». Процесс упорядочивания и обновления включает в себя то, с чем может справиться только префронтальная кора и с чем связаны задачи решения проблем.

Следующим шагом для ученых станет попытка понять, как именно «Двойная n-назад» влияет на рабочую память. Они также планируют сделать игру ходовой на рынке, возможно, даже клинически полезной. «Нельзя бездумно нырять в видеоигру и думать, что она сама решит все наши когнитивные проблемы, – подытоживает Кортни, – Нужны более целенаправленные меры воздействия».

P.S. А если вы хотите опробовать игру на себе, то смотрите видео.

Фото: bigthink.com

Комментарии