Навязанный праздник. В чем суть Дня народного единства

6 ноября, в понедельник, жители России получили дополнительный выходной в честь Дня народного единства. «Футурист» рассказывает историю, которая легла в историю праздника. И саму судьбу праздничного дня, смысл которого пока до конца непонятен.

4 ноября в России в очередной раз отметили День народного единства – праздник молодой и многим не очень понятный. Популярность этой патриотической даты до сих пор остается низкой. По данным ВЦИОМ, 43 % опрошенных не знают названия праздника, который отмечается 4 ноября. 48 % россиян вообще не считают День народного единства праздником, для них − это всего лишь дополнительный выходной. Особенно непримиримыми оказались Москва и Санкт-Петербург – около 60 % жителей этих городов считают, что праздновать тут нечего, но за дополнительный выходной – спасибо.

В России нововведенные праздники и памятные даты приживаются с трудом. День России (12 июня), День российского флага (21 августа), День крещения Руси (28 июля) также почти не воспринимаются в народе. Люди не понимают, что, зачем и почему они должны праздновать. Что касается Дня народного единства, то тут всего немного сложнее. Главная проблема заключается в том, что большинство просто не знает истории. И если День Победы до сих пор близок многим, потому что Великая Отечественная война затронула практически каждую семью, то День народного единства, прославляющий подвиги XVII века, остается чем-то далеким и почти мифическим.

Что же это за праздник такой и зачем он понадобился в России?

Истоки Смутного времени

День народного единства посвящен событиям, которые завершили тяжелое для России Смутное время. В конце октября (по старому стилю) 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выбило польско-литовских интервентов из Кремля. Само Смутное время началось задолго до описываемых событий.

В 1584 году скончался Иван Грозный. Наследник грозного царя – Федор Иоаннович совсем не годился на роль царя. Он был полной противоположностью своего отца. Молчаливый и набожный Федор, со слов самого Ивана Грозного, больше подходил для кельи, нежели для управления государством. Однако закон престолонаследия есть закон, и в 1584 г. Федор вступил на престол. Неспособность нового царя к правлению привела к укреплению боярской верхушки, которая, по сути, и утвердилась во главе государства. Самым могущественным членом нового правительства стал шурин царя – Борис Годунов.

Выдвижение Годунова началось еще при Иване Грозном. Он был осторожным и хитрым политиком, год за годом незаметно увеличивая свое влияние при дворе. Обретя практически всю полноту власти при новом царе, он развернул бурную деятельность: учредил патриаршество, занялся строительством городов и крепостей, успешно отражал набеги крымского хана. По его инициативе в Кремле был сооружен водопровод.

Ни у кого не оставалось сомнений, что Годунов всерьез намерен взять власть в свои руки после смерти болезненного и бездетного Федора, но на пути к заветной цели у энергичного Бориса было одно препятствие. У Ивана Грозного остался еще один сын – малолетний царевич Дмитрий, который вместе с матерью проживал в Угличе. В 1591 при невыясненных обстоятельствах девятилетний наследник престола внезапно умер. Гибель Дмитрия до остается одной из загадок русской истории. Среди историков до сих пор нет единого мнения по поводу так называемого «Угличского дела». Самая распространенная версия обвиняет в убийстве Бориса Годунова, который тем самым расчистил себе путь к трону. По официальному заключению расследования, которое было организовано самим же Годуновым – Дмитрий в припадке эпилепсии случайно заколол себя во время игры в свайку (некоторое подобие игры «в ножички»). Таинственная смерть царевича и послужила в будущем сигналом к началу Смуты.

Со смертью в 1598 Федора Ивановича пресеклась династия Рюриковичей. По некоторым данным Годунов также приложил руку и к смерти царя. Как бы то ни было, но своего он добился. В феврале 1598 Земский собор избрал Годунова царем. Несмотря на активную деятельность, правление царя Бориса было омрачено рядом событий. Подозрительный по своей натуре , он начал репрессии. Новый царь охотно верил доносам. Именно по его указу подверглись изгнанию и заточению в монастырь Романовы, в том числе и будущий царь – Михаил. Расправы над бывшими соратниками сильно уронили авторитет Годунова в глазах народа. Но самой главной причиной его непопулярности стал голод, разразившийся в 1601-1603 гг. Три голодных года породили многочисленные народные восстания и массовое недовольство государственной властью.

Самозванцы в России

Еще при жизни царя Бориса появился первый самозванец, выдававший себя за убитого царевича Дмитрия. Слухи о том, что царевич на самом деле жив, ходили в народе давно. Царствование Бориса только подогрело народную веру в чудесное спасение истинного наследника престола. Этим и воспользовался амбициозный Григорий Отрепьев – беглый монах, который нашел поддержку при польском дворе.

Самозванец начал свой поход на Москву еще в августе 1604 г. В апреле 1605 Борис Годунов умер. Наследником стал его сын – Федор. Тем временем самозванец продолжал свое продвижение к заветной цели. Города сдавались Лжедмитрию один за другим – народ отказывался сражаться против законного правителя, а польские отряды пока никого не смущали. В июне 1605 года, окончательно заручившись поддержкой дворян и народа, «законный» правитель въехал в Кремль. Одни Годуновы были сосланы, другие – убиты.

Правление Лжедмитрия I, однако, было недолгим. Новый царь не соблюдал церковных постов, нарушал обычаи, не носил традиционного русского костюма. В мае 1606 года Лжедмитрий женился на Марии Мнишек – дочери польского воеводы, которая, так и не приняла православия. Во время свадебных торжеств польские отряды вели себя в городе, как хозяева. Недовольство Лжедмитрием достигло предела. 17 мая в ходе боярского заговора под руководством Василия Шуйского Лжедмитрий был убит. Тело его сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в сторону Польши.

После смерти Лжедмитрия I царем стал боярин Василий Шуйский, но это не принесло стране успокоения – взбунтовались крестьяне. В 1606-1607 гг. в южных районах развернулось массовое крестьянское движение под предводительством Ивана Болотникова. Низшие слои выступали против усиления феодального гнета и своего закрепощения, которое началось при Борисе Годунове. В сентябре 1607 войско Болотникова осадило Москву, но противоречия в рядах восставших, в итоге, привели к их поражению.

В августе 1607 г. при поддержке все тех же поляков объявился очередной самозванец – Лжедмитрий II. Если первый самозванец всего добивался сам, то второй был просто пешкой в руках заговорщиков. Для большей убедительности его женили на Марии Мнишек. С 1608 по 1610 лагерь Лжедмитрия II у подмосковного села Тушино осуществлял государственную деятельность наравне с боярами, заседавшими в Кремле. Правительство Шуйского теряло влияние и территории.

В 1609 г. в Россию вторглись войска польско-литовского короля Сигизмунда III. Военное поражение под Клушином привело к обострению народного недовольства царем Василием Шуйским. В июле 1610 он был свергнут и насильно пострижен в монахи.

Конец близок

После свержения Шуйского боярам пришлось выбирать, чью сторону принимать – самозванца или Сигизмунда. Пришедшие к власти семь бояр («Семибоярщина»), в итоге, решили примириться с польско-литовским королем. Наследником русского престола был назначен сын Сигизмунда – королевич Владислав. Но народ не хотел признавать католического правителя. Города начали переходить на сторону Лжедмитрия II. Бояре, опасаясь вторжения самозванца, впустили польско-литовские отряды в Москву. Страна оказалась на пике безвластия и беззакония, чем немедленно воспользовались ее вечные недруги – крымские татары, шведы и, главным образом, поляки. Появился и новый самозванец – Лжедмитрий III.

В этой катастрофической ситуации Россию могло спасти только сплочение народа. 24 марта 1611 к стенам Москвы подступило Первое ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова. Несмотря на военные успехи, предводителю все же не удалось избежать распрей в своем лагере, в ходе которых он и был убит.

Второе ополчение возглавил нижегородский земский староста Кузьма Минин. Военное командование было поручено князю Дмитрию Пожарскому. В феврале 1612 ополчение двинулось на Москву. В августе войска Пожарского нанесли крупное поражение гетману Ходкевичу, который шел на помощь польским гарнизонам в Кремль. 22 октября ополчение штурмом взяло Китай-город и князь Пожарский вступил в город иконой Казанской божьей матери. 26 октября польский гарнизон капитулировал.

В феврале 1613 новым царем был избран Михаил Романов. Так в России воцарилась новая династия.

История праздника

Для Романовых смута стала судьбоносной, именно поэтому они относились к событиям того времени с особым вниманием. В 1649 г царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы божьей матери не только летом, но и 22 октября в честь освобождения Москвы от поляков. В царской России эту дату отмечали каждый год до 1917 года.

В 2005 году празднование освобождения от интервентов возродилось в России под названием День народного единства. Новый праздник стал альтернативой отмененному 7 ноября (День Октябрьской революции). Идею горячо поддержала РПЦ. В целом, отношение общественности к учреждению нового праздника было скептическим.

Несмотря на мероприятия, которые устраиваются в этот день по всей стране, отношение россиян к Дню народного единства за тринадцать лет мало изменилось. Идея нового патриотического праздника не прижилась, а стремление к единению русского народа, подпитанное поддержкой церкви, привело к усилению в этот день националистических и антипольских настроений, что в корне противоречит смыслу праздника. События тех лет слишком далеки от сегодняшнего дня, чтобы проникнуться духом патриотизма и единства. Люди советской школы продолжают связывать эту дату с Октябрьской революцией, новое поколение воспринимает 4 ноября, как дополнительный выходной. Если никакого единения нет даже вокруг восприятия самого праздника, то о каком народном единстве можно говорить?

Фото: TJ

Комментарии