Цирковая артистка и бабушка современных лженаук. Кто такая Елена Блаватская

Во второй половине XIX века Европу и Россию захлестнула мода на спиритизм и оккультизм. Сегодня оккультные феномены противоречат научной картине мира и не признаются наукой. Однако в то время эти идеи имели большое влияние в обществе и сформировали движение нью-эйдж, которое объединяет множество малосовместимых оккультных и эзотерических учений, практик и концепций, в рамках которых работают некоторые деструктивные секты. О том, как книги оккультистки Елены Блаватской повлияли на современную лженауку – в материале «Футуриста».

Кто такая Елена Блаватская?

Это писательница, оккультистка, спиритистка и мистификатор, жившая в XIX веке. Она объявила себя избранницей некоего «великого духовного начала», а также «ученицей тибетских махатм». Блаватская разработала авторскую версию теософии – теоретической части оккультизма. В отличие от своих предшественников, мистики того времени основывались не на каббале, Библии и средневековых легендах, а на индийских культах и доктринах европейских философов. В то время языковеды открыли родство санскрита с европейскими языками и обратили внимание на богатство индийской мифологии, поэтому некоторые люди видели в Индии истоки бытия и пытались объяснить природу мироздания с позиций восточной философии.

Елена Блаватская попыталась объединить различные философские и религиозные учения с целью выявления в них общей «Истины», которая якобы поможет постичь таинственные явления в природе и раскрыть сверхъестественные способности человека. Именно с ее подачи стали популярными лженаучные идеи о происхождении человека от расы великанов, пяти континентах (Атлантиде, Гиперборее, Лемурии, Европе и некой Несокрушимой священной стране), а также эзотерические концепции кармы и реинкарнации. Блаватская сознательно противоречила ученым того времени и отвергала материализм, причудливо переплетая христианство с буддизмом, исламом и идеями своих современников. Идеи Блаватской вдохновили художника Николая Рериха и его жену Елену, которые оказали большое влияние на формирование различных нью-эйдж течений.

Что известно о ее жизни?

Елена Ган, впоследствии известная всему миру как Елена Блаватская, родилась 31 июля 1831 года в городе Екатеринославе (современный Днепропетровск) в семье русской дворянки и немецкого эмигранта. Семья часто переезжала из города в город. В юном возрасте Елена увлеклась эзотерикой и запоем читала каббалу, трактаты об алхимии и астрологии, легенды об Атлантиде и греческих жрецах. Несмотря на то, что указом Александра I в 1822 году все масонские ложи были закрыты, аристократия все еще мечтала о «тайных знаниях», и соответствующая литература хранилась в домах русской знати. Юная Елена отлично ездила верхом, научившись этому у друзей своего отца, кавалерийских офицеров – от них же она переняла интерес к оккультным идеям. Христианство, равно как и атеизм, было чуждо экзальтированной и романтичной девушке.

Через три месяца после свадьбы Елена сбежала от мужа, который был намного старше нее, и отправилась путешествовать по миру. Ее воспоминания и рассказы современников содержат хронологические противоречия, и точный маршрут установить затруднительно. Блаватская умело путала следы и напускала на свою личность флер загадочности: она могла в разное время выдать три разных версии одного и того же события из своей жизни, и каждая новая была сенсационнее предыдущей. По одной из версий, в первую очередь Блаватская, переодевшись в мужскую одежду, посетила Египет, вдохновившись романами английского писателя Эдварда Булвер-Литтона и надеясь приобщиться к тайным знаниям и древним культам. По другой – она через Одессу сразу же поехала в Константинополь, где около года работала наездницей в цирке, а получив травму, перебралась в Лондон, где выступала в драматических театрах. Покинув Англию, Блаватская отправилась в Канаду, затем в Мексику, Центральную и Южную Америку, а оттуда направилась в Индию. Блаватская прониклась убеждением, что именно там – основы тайн бытия. Все это время она безуспешно пыталась проникнуть в Тибет.

Статья по теме

Фричество как точная наука: шкала для оценки лжеученых

Блаватская утверждала, что во время путешествия по Индии она общалась со своим духовным наставником – махатмой Морией. Доказательств существования этого полуфантастического персонажа нет – впервые он был упомянут в письмах самой Блаватской. Также она писала, что в ходе путешествия получала деньги от неизвестного ей человека и следовала маршруту, проложенному им. Ее биографы говорят обратное: все это время Блаватская жила на средства родственников. Посетив еще несколько стран, Блаватская вернулась в Россию и начала проводить спиритические сеансы. К этому занятию пристрастилась петербургская знать. Чтобы завоевать авторитет среди последователей, она прибегала к различным фокусам. На одном из сеансов у спиритуалистки из рукава выпал колокольчик. Уже в Великобритании одну из ее соратниц уличат в обмане: она пользовалась подвешенной к потолку перчаткой, набитой ватой, и утверждала, что это материализовавшаяся рука умершего.

После десяти лет в России Блаватская вновь возобновила путешествия. В 1863 году она наконец попала в Тибет, где, по ее словам, прошла посвящение в оккультные мистерии. Позже она бывала там неоднократно. В 1870-х Блаватская начала проповедническую деятельность. В Каире она основала «Спиритическое общество», которое просуществовало недолго. В США она оформила фиктивный брак и получила гражданство, но прожила там недолго – через несколько лет Блаватская вновь отбыла в Индию вместе со своим соратником, полковником Генри Стил Олкоттом. Там они основывают Теософское общество. Блаватская утверждала, что обладает сверхестественными способностями, но индийские СМИ обвинили ее в шарлатанстве, и ей пришлось спешно покинуть страну. Последние годы жизни оккультистка провела в Европе, работая над книгами – «Тайной доктриной», «Голосом безмолвия» и «Ключом к теософии». А в 1891 году она умерла от гриппа.

Теософское общество? Что это такое?


Елена Блаватская и Генри Олкотт — основатели Теософского общества

Сначала надо определиться с тем, что такое теософия, а это непросто. Когда-то теософией называли христианский мистицизм (практики, направленные на восстановление когда-то утерянной связи человека и Бога) и гностицизм — совокупность позднеантичных религиозных течений, в которых использовались мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Однако теперь под теософией чаще понимают учение Блаватской и ее адептов. Суть учения: у мира есть первопричина, нечто могучее и непознанное. Люди способны слиться с первопричиной, а для этого они должны познать некие истины, намеки на которые якобы есть в каждой религии, и образовать единое человеческое братство. Блаватская называла себя хранителем сокровенных знаний учителей, тибетских махатм, которые знают эти истины, и с помощью Теософского общества надеялась распространить свои идеи. Общество до сих пор существует в разных странах.

И что говорится в книгах Блаватской?

Там полный астрал. Зачастую сами теософы не способны понять, что имела в виду Блаватская.

Книга «Разоблаченная Изида» состоит из двух томов по 600 страниц каждый. В первой части книги Блаватская критикует науку, во второй - религию и предлагает собственную философию, основанную на причудливой смеси понятий из разных религий и умозрительных заключений, маскирующихся под науку. В частности, она утверждает, что магия на самом деле существует и что она основана на силах магнетизма и электричества, а также что человеку покровительствуют некие нематериальные субстанции. Работа подвергалась критике со стороны ученых, журналистов и религиозных деятелей. Индолог и буддолог Макс Мюллер указывал на огромное количество ошибок, которые свидетельствовали об «огромном объеме нелегкой работы и неверно направленной изобретательности». Он утверждал, что Блаватская не знала санскрита и пали, а потому не могла верно интерпретировать основные концепции восточных религий – а те, кто ее консультировал, могли быть мошенниками или просто некомпетентными людьми.

Трехтомник «Тайная доктрина» – основной труд Блаватской. Тиражи этой книги огромны, поэтому якобы «тайные» идеи давно перестали быть таковыми. В ней говорится о концепции силы, которая связывает дух и материю, о существовании без конца сменяющих друг друга вселенных, карме и перевоплощении. Многое из этого заимствовано из индуизма. Кроме того, в ней Блаватская отвергает все научное знание об антропогенезе и принятые на этот счет религиозные концепции и представляет свою версию происхождения человека. По ее мнению, человеческая эволюция представляет собой процесс развития сменяющих друг друга семи рас. Первая состояла из студенистых аморфных существ, вторая обладала «более определенным составом тела», третьей расой были исполинские обезьяноподобные существа, затем на Землю прилетели некие разумные существа с Венеры и подарили людям «искру человеческой души» и появилась раса атлантов, которую сменила адамическая раса, населяющая нашу планету в настоящее время. Каждой расе Блаватская отводит отдельный континент – Несокрушимая Священная Страна, Гиперборея, Лемурия, Атлантида и Европа соответственно. О первом якобы ничего толком не известно, а три следующих утонули в океане, и якобы некоторые современные материки и острова являются остатками этих мифических континентов. Названия материков и рас Блаватская заимствовала из древнегреческой и индийской мифологии, а также из христианства.

Что говорят об этих идеях наука и религия?

Ничего хорошего. Современная наука классифицирует большинство оккультных учений, к каким относится теософия, как псевдонауку или как паранормальные верования. А в определении Архиерейского Собора РПЦ 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» теософия перечислена в ряду лжеучений наряду с язычеством, астрологией и спиритизмом.

Тогда почему они обрели такую популярность?

Это все постмодернизм, пишет историк Лев Клейн.

Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 1970-е годы было охарактеризовано Жаном-Франсуа Лиотаром как «состояние постмодерна». На смену модерну, превозносящему рациональный подход, объективность и конструктивность решений, приходит постмодерн с его апелляцией к интуиции и иррациональности, тенденции к деконструкции, метафоричности и игре. В общем и целом, мир воспринимается как хаос, а текст – как совокупность цитат.

Человечество, пережившее в XX веке две мировые войны, череду революций и рождение тоталитарных режимов, а также множественные финансовые кризисы и техногенные катастрофы, потеряло ощущение опоры и стабильности. Отдельные индивиды оказались потерянными и обезличенными перед лицом хаоса. Как пишет Лев Клейн, люди потеряли веру в идеологию, обещавшую контроль над жизнью, и науку, которая объясняет мироздание как совокупность различных законов. Появившуюся тягу к непознанному начали эксплуатировать мистики и шарлатаны.

Характерно, что лженаучные течения проникли в Россию лишь в конце 80-х - начале 90-х гг, в эпоху экономического, общественного и духовного кризиса. В дезориентированном обществе появился спрос на чудо, чем воспользовались масс-медиа и начали публиковать непроверенную, но сенсационную информацию. Не последнюю роль в утрате престижа российской науки сыграла Чернобыльская авария, а также печально известный проект «Буран-Энергия», который стянул на себя ресурсы страны с разрушающейся экономикой и в итоге провалился. Все это подрывало авторитет науки, на ученых возлагалась ответственность за экономические проблемы и ухудшение уровня жизни общества. Евгений Александров, глава Комиссии по борьбе с лженаукой РАН пишет, что в те годы множество недобросовестных исследователей, пользуясь устранением цензуры и спросом на сенсации, широко рекламировали свои «открытия» и становились целителями и оккультистами. Все это способствовало популярности целительских ТВ-практик Анатолия Кашпировского, гороскопов Павла Глобы и «заряженной» воды Аллана Чумака. В это время распространились всевозможные нью-эйдж концепции, часть из которых основана на идеях Блаватской. Эти неорелигиозные течения объединяет вера в наступление новой эпохи, которая должна прийти на смену современной культуре. Они считают, что новая эпоха ознаменуется грандиозным скачком в духовном и технологическом развитии человечества. Во многом нью-эйдж течения и секты потворствуют массовой культуре и абстрагируются от традиционных религий, которые они считают устаревшими.

Фото: giphy.com, en.wikipedia.org, blavatskyarchives.com

Комментарии