Ученые и поиски философского камня: как скоро мы перестанем стареть

​Готовы ли мы к поколению «Молодость»? Когда не будет морщин, старческих болезней, не будут скрипеть колени и седеть волосы? Пока часть великих умов бьется над тем, как увезти нас в космос, другая половина с завидным упорством исследует мышей, чтобы найти формулу, которая замедлила бы наше неминуемое старение.

Мышиные разработки

В недавнем исследовании ученые клиники Майо (Mayo Clinic) в Рочестере открыли новую причину остеопороза, проведя эксперименты на мышах. Основная цель – понять, почему у людей (и мышей) массово возникает остеопороз (заболевание, при котором кости тела становятся хрупкими и ломкими).

Автор исследования — Джошуа Н. Фарр (Joshua N. Farr) с коллегами выработали 3 модели эксперимента с мышами. В процессе у мышей от 20 до 22 месяцев (что равняется около 70 человеческим годам) кости становились все более хрупкими. Ученые пытались воздействовать на дряхлые клетки различными способами: «отключали» их гены; удаляли клетки с помощью сенолитические средств, которые уничтожают постаревшие клетки; а также использовали препарат, который останавливает действие Янус-киназы (один из видов энзимов), чтобы дряхлые клетки прекратили выработку провоспалительных веществ.

Удивительный результат исследования: все три метода имели положительный результат. Руководитель программы «Старение костей и мышц» (Aging Bone and Muscle) в Центре старения при клинике Майо доктор Сандип Кхосла (Sundeep Khosla), комментирует результаты исследования:

«В результате плотность костей увеличилась, они укрепились, а их атрофия уменьшилась. При этом костеобразование осталось прежним или улучшилось, что кардинально отличается от результатов всех современных препаратов для лечения остеопороза. Но новаторство этой работы еще и в том, что до сих пор исследователи воздействовали на кости, а мы вмешались в фундаментальный процесс старения. Такой подход может не только вылечить сам остеопороз, но и облегчить другие заболевания, связанные со старением».

Еще немного о мышах: ученые перелили кровь из пуповины человека в стареющую мышку, что омолодило ее мозг. Такой же эффект достигается при введении вещества TIMP2 (молекула, запускающая процесс регенерации центра памяти головного мозга).

Не болей и не старей

В журнале о проблемах сердечно-сосудистых заболеваний Journal of the American College of Cardiology вышла статья доктора Джона Кука (John Cooke), руководителя направления кардиологических исследований Хьюстонского методистского научного института «Теломераза мРНК обращает вспять старение в клетках, пораженных прогерией».

Команда доктора Кука изучала клетки, полученные у детей с прогерией (редкое заболевание, из-за которого дети стареют до подросткового возраста). Учёные занялись теломерами, защитными «колпачками» на концах хромосом. По мере старения организма теломеры становятся короче. Это же происходит у детей с прогерией, только в разы быстрее, чем у здоровых людей. В следствие этого было выдвинуто такое логичное предположение: удлинение теломер остановит старение.

В ходе экспериментов исследователи использовали технологию РНК-терапии. Они заставили клетки вырабатывать фермент теломеразу, способный увеличивать длину теломер. Для этого в клетки была введена РНК, кодирующая соответствующий белок. После такой процедуры синтез проходил естественным образом.

За пару дней использования такой технологии ученые добились заметного физиологического эффекта: клетки начали жить дольше и функционировать лучше. В клетках, прошедших РНК-терапию, снизился уровень маркеров старения.

Из земного

Сравнительно недавно ученые нашли природное соединение, которое замедляет старение у здоровых мышей. Такое исследование было опубликовано в научном журнале Cell Metabolism.

Исследователи использовали нуклеотид NMN, участвующий в энергетическом обмене клетки, для синтеза в организме животных кофермента NAD. С возрастом синтезирование такого кофермента замедляется, от этого страдает ДНК, что в свою очередь приводит к потере активности. Но по словам ученых такое соединение содержится в брокколи, капусте, огурцах и авокадо. Судя по мышам, зеленые овощи могут принести пользу не только вашей фигуре, но и замедлить физиологический спад.

Также усилиями британских и американских ученых был доказан вред лишнего веса. Стандартное старение и уменьшение белого вещества мозга у полных людей наступает быстрее, чем стройных. Исследование было проведено учеными Кембриджского и Йельского университета. Участие приняли 527 здоровых людей в возрасте от 20 до 87 лет, из них 246 человек были с нормальной массой, 150 — с избытком веса, а 77 — с ожирением. Если говорить человеческим языком, то мозг полного человека выглядит на 10 лет старше положенного возраста. Но это не сказывается на сером веществе и интеллектуальных способностях.

Оригинал статьи