«Это похоже на любительский театр в доме для буйных умалишенных». Откровения шамана из хакасских степей

Магия и вера в сверхъестественные силы сопровождала человека со времен палеолита, сидела вместе с ним на коне во время крестовых походов или завоевания Америки, полетела в космос и жива на Земле до сих пор. Раз есть она, есть и ее носители – шаманы, колдуны, маги и прочие чернокнижники. Один этнограф отправился в Хакасию, место, где до сих пор живут шаманы, и стал одним из них. Вот его рассказ.

Шаманские откровения или особенности профессии говорящего с духами

Я назову себя Ах-Тарбаган! Это такой сурок, который живет в Сибири. «Ах» - по-хакасски означает белый. Хакасские шаманы обожают называть себя в честь животных – как минимум двое моих знакомых зовут себя Ах-пуур (Белый волк) и Ах-Аба (Белая медведица). «Белый» в тюркских кочевых культурах – наименование почетное, указывающее на высокий социальный статус. Начиная с Ивана Грозного, «Белым царем» татары, монголы и прочее население Дикого поля называло российских самодержцев, подчеркивая их власть и силу, перешедшую от «Белого хана» Золотой орды.

Так что буду «Белым сурком», потому что я шаман, скромный и без особых претензий, но русский, а значит имеющий право на почетный титул.

Как, вы спросите, этот парень обрел такое странное свойство – говорить с духами? Не скажу. Точнее, это не так важно, достаточно будет сказать, что за мой пятилетний опыт исследовательской работы в качестве антрополога-энтузиаста я в соавторстве с гипнотерапевтом Константином Машкиным провел на себе ряд экспериментов, связанных с воспроизведением отдельных аспектов шаманских техник, включающих в себя пребывание в измененном состоянии сознания (ИСС). Эти навыки позволили мне 9 месяцев работать в одном из шаманских обществ Хакасии в качестве штатного сотрудника и собирать материал для кандидатской диссертации методом включенного практикума.

Зачем нужны шаманы и кто к ним приходит

Обычно к шаману в Хакасии, Бурятии, Тыве, да и в других регионах страны люди идут решать практические, повседневные задачи. Муж запил, на работе начальник деньги не платит, жена родить не может, болезни не лечатся, дети куролесят и вместо школы пьют пиво у подъезда – все это поводы для обращения за помощью к потусторонним силам. Можно просить за себя, можно за другого человека.

Шаман сперва проводит диагностическое гадание. В силу эклектичности современных религиозных представлений, в которых переплелись остатки древних верований, анимистических представлений, New Age философии и псевдонаучных теорий, выяснение причины бедствий клиента проводится по-разному. Ах-Аба гадает на обычных картах и скандинавских рунах, Тулгу (хак. Лиса) исследует жизнь человека по кофейной гуще, Ах-Тарбаган применял карты Таро в редакции Алистера Кроули. Иногда применяется традиционное гадание – на камешках хувван’ак или по трещинам на обожженной бараньей лопатке.


В современном дискурсе существует легенда о «настоящем шамане». Дескать, живет где-то в тайге настоящий, сильный шаман, которого не затронула цивилизация. Он знает все как есть, близок он к древним корням. Так вот, в тайге тоже есть интернет. Его тяжело добыть – спутники ловить надо, дизель на генератор тратить, но люди справляются. И, в силу низкого уровня образования, верят всему, что можно прочитать на просторах сети. Один пожилой тувинец уверял меня в том, что в Туве есть особое место, куда приезжает Путин и советуется с духами гор. Отсюда наши победы в Сирии и вообще государственная мощь.

На данный момент наука (в той теоретической парадигме, которой придерживаюсь и я) определяет шамана не столько по его культурной принадлежности, сколько по глубине и интенсивности его ИСС, а также по практическим результатам, которых он может добиться. Физиологические показатели замеряются с помощью функционального МРТ и энцефалографии, а результаты – по тому, может ли шаман оказать влияние на психическое и физическое состояние людей в статистически корректной выборке.


После постановки диагноза – проклятье, порча, гнев предков или что-то еще, шаман выдает рецепт избавления от неприятностей. В сложных случаях собирается кворум из всех членов общества, где все обсуждают проблему, делятся мнениями и приходят к единому выводу. Обычно клиенту прописывают обряд, но могут посоветовать и совершить какие-то бытовые действия, к примеру – уйти с работы или поменять жену.

Обряды бывают большие и малые – последние проводятся на месте базирования общества, в съемном частном домике типа конура алкоголика на окраине города. Принципиально они не различаются, так что перейдем к наиболее яркой части жизни шамана – выезду или большому обряду.

Сверхъестественный пленер или препирательства с духами предков

На большой обряд выезжает клиент и все члены общества. В современной России шаманы-одиночки постепенно вытесняются приверженцами коллективных камланий, которые считают, что гуртом легче договориться с духами. Обычно делегация рассаживается по кортежу из автомобилей, нагруженных помимо людей едой, ритуальной атрибутикой и жертвенными дарами. Последние – масло, молоко, хлеб, водка, сладости и баран будут принесены в дар духам.

Выезд осуществляется за пару десятков километров от городской черты, в степь или горы на священное место. Это может быть родовое капище, закрепленное за кем-то из группы по праву рождения или же «общественное место силы». Таким является ущелье Уй-Так – оно не принадлежит никому. Различаются эти места по характеру духов, их населяющих. На родовом месте живут души предков, а в общественном – духи природы, боги и прочие сверхъестественные создания. Они считаются более сильными и опасными, могут повредить шаману и его клиентам.

Когда все добрались, готовится ритуальная трапеза. Перед обрядом все должны быть сытые, если не сказать наевшиеся до состояния «расстегнул штаны, и все равно не помогает». Иногда пьют водку, но немного – 1 или 2 граненых стакана, налитых доверху, в Хакасии считаются аперитивом, совершенно не сказывающемся на взрослом и уверенном в себе человеке.

После еды начинают готовить жертвы. Барана поят молоком, окуривают дымом тлеющего чабреца или горного можжевельника, шепчут в ухо просьбу, которую он должен передать духам, а потом убивают. Хитрость в том, чтобы сразу после того, как перерезать горло животному, быстро развязать ему ноги, чтобы облегчить путь в потусторонний мир. Затем наступает минута тишины – все слушают, не поднялся ли ветер. Если его дуновение изменилось, то это хороший знак. Иногда клиенту надо особенно постараться – в некоторых случаях он должен найти дерево и развесить на нем легкие, печень или почки животного для того, чтобы избавиться от болезни в своем аналогичном органе. Пока часть мужчин разделывает тушу и варит куски мяса в котле, остальные собирают костер и красиво раскладывают подношения на специальных подносах.

Через некоторое время, когда все отдохнут, покурят трубки с крепким самосадом и наговорятся, шаманы переоблачаются в свои ритуальные одежды, берут бубны, колокольчики и прочие магические инструменты. Начинается камлание.

И вот тут передо мной встает вопрос выбора, поскольку повествование проистекает в двух мирах. Один – земной, второй – сверхъестественный.

На земле шаманы поют заклинания, бьют в бубны, бросают жертвы в костер, пляшут и кричат в небо. Вот видео, кстати.

Статья по теме

Тест: как россияне относятся к лженаукам и экстрасенсам?

Основное же действие происходит внутри психической реальности, которая на время ритуала становится основной. В ходе погружения в ИСС шаман испытывает интенсивные психофизиологические переживания экстатического характера. Он буквально проваливается в галлюцинации, в которых ему грезятся миры духов, наслаивающиеся на реальность. Это тяжелое, мощное, очень часто болезненное и изматывающее действо, после которого пару-тройку дней лучше просто полежать на кровати. Более того, ИСС сопровождается конвульсиями, неконтролируемыми движениями и полной дереализацией. Для этого, кстати, на обряде присутствуют специально обученные помощники, которые контролируют происходящее. К примеру, ловят шамана, убежавшего в степь или забравшегося на дерево. В ИСС физические возможности организма довольно велики – можно запросто пробежать пару-тройку километров и очутиться черт знает где.

Но это не все. Во время встречи с ирреальным шаман выполняет работу. Он разговаривает с духами, просит их о помощи, иногда вступает в открытую конфронтацию. Все – на благо клиента. На земле это похоже на любительский театр в доме для буйных умалишенных, а в мире духов, в мире психической реальности – это целая жизнь, адский коктейль из эмоций, образов и видений. За час времени Срединного мира можно прожить полдня по субъективным ощущениям, стать совой, превратиться в огонь и ветер, пару раз умереть и возродиться в новом качестве, отыскать душу клиента и потерять свою, снова её найти и очнуться на коленях, утирающим пену, выступившую на губах.

Итоги плодотворной встречи

Статья по теме

Премия без лауреатов: почему еще никто не получал премию Гарри Гудини

Эффективность шаманской работы – тема спорная и, пожалуй, сильно искаженная в сознании обывателя. С одной стороны, вылечить почечную недостаточность или инсульт шаман не способен, по крайней мере, методом ударов в бубен точно. А вот все, что связано с психотерапией, воздействием на глубоком уровне на сознание и подсознание человека ему под силу. Хорошие шаманы могут бороться со стрессом, неврозами, депрессивными расстройствами, различными последствиями житейских потрясений и т.д. Кому интересно именно научное – почитайте работы доктора наук Валентины Ивановны Харитоновой. Там вы найдете все что нужно, в том числе кучу нерешенных проблем.

А я напоследок скажу еще одно. Шаманом можно стать, но нельзя перестать быть. Почему? Путешествия в психической реальности вырабатывают стойкое привыкание, которое тянет туда всю оставшуюся жизнь. По всей видимости, механизмы работы ИСС как-то воздействуют на выработку дофамина и эндорфина, что закрепляет специфические связи в мозгу человека. Глубокое погружение оставляет неизгладимый след, что может привести к достаточно неприятным последствиям. И, если кто-то говорит вам, что это легко и приятно – он либо не знает, о чем говорит, либо врет.

Автор фото - Захар Тыквин

Фото: Vk.com

Комментарии