Революция Tesla: что будет с компанией-феноменом
Tesla представит долгожданную Model 3 электрического автомобиля массового выпуска в Лос-Анджелесе в конце марта. Аналитики недоумевают по поводу Tesla-утопизма и объясняют, почему не стоит безоговорочно верить в успех компании.
Tesla представит долгожданную Model 3 электрического автомобиля массового выпуска в Лос-Анджелесе в конце марта. Суматоха перед этим событием способствовала росту акций компании на 40% за один месяц – цена за акцию вновь выросла до $230 после падения до $140.
По мнению аналитиков Bernstein Research Майкла Паркера (Michael W. Parker) и Марка Ньюмана (Mark C. Newman), появление полностью электрической машины за $30 000 на рынке, где доминирующую позицию занимают автомобили на топливе, вероятно станет той «подрывной инновацией», которую все давно ждали, и по сути мы сможем попрощаться с двигателем внутреннего сгорания, несмотря на то, что он продержался достаточно долго. В своей статье они пишут: «Производители автомобилей все еще считают электрические автомобили игрушкой для богатых. Их понимание «нового» как «нишевого» и «непрактичного» вполне закономерно. Blackberry и Nokia тоже так отнеслись к IPhone в 2007 г.: кто станет покупать телефон с одной кнопкой за $600? Но с появлением среднеценовой продукции Tesla будет соревноваться уже не с BMW 5 и Audi A6, а с Honda Accord и Toyota Camry. Далее, по мнению экспертов, другие автомобильные бренды в немедленном порядке разработают собственные электромобили к началу 2017 г.
Конечно, общая идея верна: Tesla действительно стремится изменить автомобильную индустрию и ускорить переход от топлива к электроэнергии, как уже не раз говорил CEO компании Илон Маск.
Однако не стоит рассматривать нынешнюю продукцию Tesla как конкурирующую в luxury-сегменте рынка. Спрос на автомобили класса люкс и спрос на автомобили Tesla обусловлен двумя абсолютно разными потребительскими группами. В прошлом году 50 000 покупателей приобрели Tesla, потому что хотели видеть у себя в гараже долгосрочную машину с множеством роскошных «фишек» и отличной производительнос
Их число могло быть намного больше, если бы обслуживание электрических автомобилей было немного легче – по крайней мере, если бы им не требовалось так много времени на зарядку. Тем не менее, это показывает, что число первой волны покупателей Tesla все-таки ограничено.
Именно эту границу может, по мнению Паркера и Ньюмана, расширить Model 3. Они предполагают, что никто не будет больше покупать японские автомобили, когда появится такой сильный конкурент. Однако проблема в том, что спрос на японские автомобили (особенно в США) не первое десятилетие определяет огромную часть масс-маркета, также как спрос на немецкие автомобили класса люкс определяет luxury сегмент рынка.
Спрос на Honda Accord или Toyota Camry – это спрос на надежный, доступный и экономичный продукт. Он никак не связан с выбором ископаемого или альтернативного топлива. Люди покупают Toyota, когда им просто нужен проверенный и удобный способ передвижения, и покупают Tesla, когда в какой-то степени хотят изменить окружающий мир. Поэтому вряд ли в короткой перспективе покупатель, присматривающийс
General Motors уже объявила, что постарается обойти новую модель Tesla, выставив на продажу свой электромобиль Bolt уже к концу 2016 (Model 3 поступит в продажу в 2017). Однако компания всего лишь выпускает его, так как имеет такую возможность – после того как полностью восстановилась после банкротства в 2009 г., а гендиректором была назначена Мэри Барра, которая считает, что стоит вкладываться в технологии будущего, но не действуя при этом «ва-банк».
«Tesla-утопизм» – излишний энтузиазм по поводу деятельности компании – распространяется со скоростью серьезного вируса. Каждый раз, когда кажется, что люди, следящие за развитием компании (особенно в финансовой сфере), наконец поняли, что Tesla становится настоящим автопроизводител
Комментарии