Деконструкция насилия и зеркало постмодерна. В чем феномен баттл-рэпа

Мало кого обошел стороной баттл между рэперами Oxxxymiron и Гнойным, запись которого появилась в ночь на 14 августа. Новости об этом заполонили все социальные сети, и исход «рэп-битвы» обсуждают абсолютно все. Почему рэперский междусобойчик становится предметом обсуждения даже на федеральных каналах и какое место баттл-рэп занимает в современной культуре? Разбирался «Футурист».

Что вообще происходит

6 августа в Санкт-Петербурге прошли съемки совместных рэп-баттлов двух самых известных площадок – Versus и SlovoSPB. Мероприятие завершал баттл между Оксимироном (Мирон Федоров) и Гнойным (Слава Карелин), «самое ожидаемое событие 2017 года», по версии некоторых СМИ и фанатов этих двух представителей рэп-тусовки. В тот же день в интернете появились спойлеры от зрителей, которые сразу сообщили о победе Гнойного – его признали лучшим все пять судей баттла. Видео посмотрели уже более 5,5 миллионов раз, он почти моментально стал первым роликов в разделе «В тренде» на Youtube.


Спойлеры баттла выложил у себя даже телеканал Россия 24

Оксимирон и ранее собирал большие просмотры на своих баттлах. Не так давно в рунете обсуждали самый популярный ролик за всю историю Versus – видео баттла Мирона и Johnyboy посмотрели более 38 миллионов человек.

Интересные реакции

На баттл отреагировали все. В Twitter можно найти множество мнений как тех, кто поддерживает Оксимирона и оспаривает победу Гнойного, так и те, кто утверждает, что проигрыш Мирону пойдет только на пользу и данный баттл он провалил. На эту тему высказались даже те, кто не имеет отношения к рэп-культуре. Алексей Навальный посмотрел баттл одним из первых и высказался о самых интересных панчах и о силе русского языка: «Получил большое удовольствие и больше всего от мысли, что русская культура жива и развивается. Русский язык – электрический ток, которым выступающие старались ударить противника».

А биолог и популяризатор науки Александр Панчин объясняет поражение Оксимирона неправильно выбранным архетипом, приводя отрывок из книги «Недоверчивые умы» психолога Роба Бразертона.

«В третьем раунде рэп-битвы Оксимирон рассказал про архетипы персонажей из историй, сказок, мифов, легенд, религий. Про героя, который должен пройти путь, победить врага и вернуться другим человеком. Такой сюжет повторяется в самых разных произведениях. Себя Оксимирон называет героем, а оппонента врагом, который существует только как очередное препятствие на «Пути». Оксимирон проиграл. Хотя он был фаворитом: более известный и не имевший ранее поражений рэпер.

Неправильно выбрал архетип? Ошибки можно было избежать».

Предвосхищая ваши комментарии (мы уже знаем, что вы скажете):

История баттл-рэпа

Статья по теме

Видео: нейросеть выиграла рэп-баттл

Первые рэп-баттлы начали проводиться в 1980-х годах на восточном побережье США. Однако поэтическая перепалка – это не новое веяние, а отражение древних культурных традиций. Литературные источники разных времен фиксируют различные формы словесного противостояния: перепалка, похвальба, уличная брань. В античной Греции регулярно проводились агоны – художественные и поэтические соревнования. В V веке до нашей эры пользовались популярностью словесные баталии софистов, любивших парадоксальные и противоречивые высказывания и темы. В этих спорах изобретались и оттачивались новые риторические приемы и средства дискуссии. А в I веке н.э. древнеримский поэт Марк Валерий Марциал писал блистательные эпиграммы – сатирические стихи, высмеивающие конкретных людей или общественные явления. Его стихотворения читаются как отрывки из современных рэп-баттлов (в частности, под ними мог бы подписаться Оксимирон):

В книги мои, Фидентин, ты одну лишь страничку прибавил,

Но отпечатались в ней черты твои с яркостью полной,

И обличают они, что все остальное украл ты.

Так и лигонский башлык, примешавшись к фиалковой тоге

Рима, пятнает ее косматостью жирной своею.

Так аретинский сосуд из глины – позор при хрустальных.

Так, если ворон бредет, к берегам попавший Каистра,

– Черный среди лебедей, птиц Леды, он будет осмеян.

Так, когда песнь соловья разливается в роще афинской,

Криком сорока своим искажает томные трели.

Надписи мне не нужны; не нужен стихам моим мститель.

Вот пред тобой страница твоя и кричит тебе: вор ты!

Традиция хулительных стихов и словесных поединков между поэтами находит отражение как в произведениях маститых авторов, так и в народных анекдотах. Блистательные эпиграммы составлял А.С. Пушкин: например, сатирическое обращение к Бестужеву, чей альманах «Полярная звезда» собрал писателей разных направлений и дарований, отсылает к петербургскому наводнению 1824 года):

«Бестужев, твой ковчег на бреге!
Парнаса блещут высоты;
И в благодетельном ковчеге
Спаслись и люди и скоты».

Сцены словесных поединков героев со своими противниками встречаются в древнегерманском эпосе («Песни о Хильдебранде», «Беовульфе», песнях «Старшей Эдды»), в скандинавских сагах, в русских былинах и древнеанглийских поэмах. Герои оскорбляют друг друга, обмениваются угрозами и обвинениями, похваляются своей силой и доблестью – и зачастую в их перепалках затруднительно провести границу между шуткой и желанием опорочить противника. В «Беовульфе» герой, намеренный вступить в битву с чудовищем, обменивается «любезностями» с Унфертом, который уязвлен прибытием Беовульфа – более отважного и искусного воина, чем он сам. Унферт припоминает юношеское состязание в плавании, в котором Беовульф проиграл своему товарищу, и выражает сомнение, что герой способен справиться с чудовищем. В ответ Беовульф рассказывает, что проиграл из-за того, что ему пришлось сразиться с морским чудовищем, напавшим на него во время поединка, и обличает Унферта как убийцу и труса. В то время, как Унферт стремится оскорбить и унизить оппонента, Беовульф отвечает ему в ироническом тоне: «Не чересчур ли / ты, друг мой Унферт, / брагой упившись, / о подвигах Бреки / тут разболтался?»

Словесные поединки обозначали расстановку сил в конфликте, как в межличностном, так и в общественно-политическом («Илиада» Гомера, песнь первая, спор Ахиллеса и Агамемнона). Распространенный эпический сюжет: накануне сражения вожди или наиболее искусные воины выходят вперед своих войск и вступают в словесное противостояние с противником. Баттл Оксимирона и Гнойного, представляющих разные лиги, является воплощением этого сюжета.

Баттлы в современной культуре

Рэп-баттлы можно рассматривать как характерное культурное явление общества постмодерна, где мир – это текст, а основным способом существования является игра. Мы с удовольствием играем в видеоигры, спорим на деньги, смотрим спортивные соревнования, интеллектуальные поединки, а на вечеринках режемся в карты, домино или «Эволюцию». Нидерландский философ Й. Хейзинги определял игру как способ формирования культуры, выражение обществом своего понимания жизни и мира. И в этом смысле поэтическая игра любой степени художественности становится способом познания и изменения существующей реальности. Федеральные каналы обсуждают результаты баттлов – это вполне в духе культуры постмодерна.

Одна из фишек современного российского баттл-рэпа – сложность. В сравнении с рэп-баттлами нулевых, тексты стали меньше напоминать примитивную дворовую разборку, и теперь они напичканы отсылками, цитатами, актуальными новостями, стали ироничными, пародийными и рефлексивными. Аудитории, уставшей от примитивных текстов, пришлась по вкусу тонкая языковая игра и претензия на интеллектуальность (хотя некоторые панчи она по-прежнему не «выкупает»). Рэперы наворачивают сложные риторические конструкции, понять которые способен лишь человек, который следит за событиями в «тусовке» – или разбирается в литературе и истории. Эта игра разрушает барьер между искусством и повседневной жизнью: то, что вы слышите в текстах участников баттлов – это их фактические взгляды и переживания через ссылки на реальных людей, места и события.

Игра несовместима с насилием. По мнению психолога Э. Фромма, игровое насилие является наиболее «нормальной» и наименее патологической формой, т. к. оно не мотивировано ненавистью и деструктивностью и обусловлено демонстрацией силы и ловкости. Баттл – это игровая деконструкция образа соперника. Посредством панчей, высмеивающих личную жизнь, поведение, внешний вид и творчество оппонента, рэпер помещает его образ в новый контекст или разрушает его, что заставляет аудиторию взглянуть на своего кумира по-новому. Участнику баттла требуется побывать в шкуре своего соперника, чтобы понять его больные места. Поэтому каждый из рэперов принимает несколько разных идентичностей, собственную и оппонента, и выражает взгляды и убеждения в соответствии с их личностями.

По сути, баттл-рэп является способом «вынести противника» словами, без кулаков, и физический контакт на арене воспринимается как проявление грубой силы и неуважение к правилам. В некоторых обзорах прошедшего баттла отмечалась излишняя напряженность Оксимирона и его попытки нарушить дистанцию с Гнойным, что, по мнению критиков, сыграло не в пользу первого. В этом смысле баттлы напоминают спортивные соревнования и сравнимы с ними по популярности.

Комментарии