Где найти валирийскую сталь и дикий огонь: наука в «Игре престолов»

Несмотря на то, что вселенная Игры престолов полна магии, огнедышащих драконов, ходячих мертвецов и других явлений, противоречащих естественной природе, некоторые из них не настолько фантастические, как может показаться. Хелен Кин посвятила свою книгу «The Science of Game of Thrones» научному обоснованию того, что из происходящего во вселенной «Игры престолов» возможно в реальности, а что можно объяснить лишь с помощью магии. «Футурист» выбрал пять наиболее интересных научных разборов явлений и событий мира «Игры престолов» на основе этой книги.

Реальность и магия Дикого огня

Дикий огонь – это один из самых разрушительных методов борьбы, представленных во вселенной «Игры престолов». Он сжигает все на своем пути, «прилипает» к поверхностям, быстро и хаотично распространяется. Дикий огонь был создан в качестве замены драконьему пламени по приказу дома Таргариенов после того, как вымерли последние драконы.

Учитывая человеческую историю создания разнообразных орудий войны, неудивительно, что науке известен реальный аналог дикого огня. В 1940-х годах группа ученых, базирующаяся в Гарвардском университете и возглавляемая органическим химиком Луисом Фиером (Louis Fieser), обнаружила, что, добавив загуститель к топливу, можно создать горящую намного дольше субстанцию, которая к тому же будет прилипать к поверхностям. Напалм (названный в честь двух составляющих его загустителя, нафтеновой кислоты и пальмитиновой кислоты) представляет собой горящий гель, основу которого обычно составляет нефть и который прилипает к крышам, мебели и коже. Из-за своей основы он будет гореть намного дольше, и погасить такой огонь водой достаточно сложно – так же, как и Дикий огонь. Свою ужасную роль напалм сыграл во Вьетнамской войне, после которой ООН, наконец, объявила его использование против гражданских лиц вне закона в 1980 году.

После нескольких сезонов затишья, мы наблюдали эффектное возвращение дикого огня в финальном эпизоде шестого сезона во время своеобразного суда Серсеи над ее врагами (и не только), собравшимися в Великой септе Бейлора.

Есть ли что-то, что может вызвать такой же зрелищный взрыв – зеленый или любого другого цвета – в нашем мире? Доктор Рори Хадденом (Rory Hadden), лауреат Рушбрука по исследованию пожаров в Эдинбургском университете, отмечает, что проблема заключается в том, что на самом в сериале показана не просто «конденсированная фаза», когда происходит разрыв химических связей и фактически взрыв, как, например, во время реальных военных взрывов. Такие взрывчатые вещества, как правило, не создают пламени, а представляют собой огромное избыточное давление (ударные волны сверх нормального атмосферного давления). То, что мы наблюдаем в последнем эпизоде шестого сезона, – это детонация, но в ней также есть элементы дефлаграции. Проще говоря, когда дикий огонь разрушает септу Бейлора, мы видим необычную комбинацию – взрыв одновременно с пожаром, в чем, возможно, и заключается магия этого вещества, призванного заменить драконий огонь.

Как закалялась валирийская сталь

На протяжении более 5000 лет небольшая группа первоклассных волшебников использовала вестеросскую магию для изготовления из валирийской стали мечей и кинжалов. Эти мечи ковались в огне драконов и получили страшную репутацию невероятно сильных, острых, способных выдерживать самые экстремальные температуры. Маслянисто-черные и покрытые тысячами сложных узоров, они быстро стали излюбленным оружием всех серьезных воинов в семи королевствах. Легенда Вестероса гласит, что для борьбы с силами Зимы и белых ходоков и победы в битве за рассвет, герою Азору Ахаю было поручено сделать меч, которому не было бы равных. Но после многочисленных попыток создать его по обычным правилам кузнецов, все его мечи ломались. В конце концов, он получил несокрушимый меч, проткнув им сердце своей жены, чья сила передалась его оружию.

Статья по теме

Ученые признали Тириона Ланнистера главным персонажем Игры Престолов

Идея закалки меча человеческой кровью звучит нереально, но Джордж Р. Р. Мартин, несомненно, был вдохновлен мифами, окружавшими создание дамасской стали, использовавшейся во время крестовых походов в Европе в XI веке. Согласно писаниям, найденным в Малой Азии, лучшие мечи, возможно, были закалены в крови рабов. В одном древнем тексте говорится, что достойное лезвие нужно было нагреть, пока оно не загоралось «как солнце, поднимающееся в пустыне», прежде чем погрузить его «в тело мускулистого раба», чтобы его сила была передана мечу. Закалка лезвия меча или кинжала обычно производится в жидкости, типа воды или масла. Охлаждение металла имеет важнейшее значение, так как определяет структуру кристаллов материала – даже от небольшой разницы в температуре воды зависит итоговое качество оружия. Масло является наиболее распространенной средой для закалки лезвий, так как скорость рассеивания тепла в нем практически равномерно. Однако не исключено, что температура тела и крови сможет обеспечивать соответствующую скорость охлаждения для некоторых сплавов, объясняет канадский ученый материаловед Райан Конселл (Ryan Consell). «Кажется немного маловероятным и, безусловно, затруднительным получить хорошее, надежное, равномерное охлаждение подобным способом, но это не невозможно».

Конселл настолько увлекся темой валирийской стали, что решил найти ее ближайший аналог в реальности. Несмотря на то, что у него ушло на это немало времени, он все-таки смог найти похожий сплав. Так как среди стали его поиски оказались неудачными, он подумал, может «валирийская сталь» вовсе не сталь, а скорее «композит из металлической матрицы». Эти удивительные современные материалы высшего качества создаются путем встраивания керамических соединений в структуру металла. Анализируя свойства различных композитов, Конселл встретил материал, называемый карбидом титана-кремния (или, как иногда говорят исследователи, TSC). Любое лезвие, созданное из TSC, было бы удивительно острым, сильным и способным хорошо работать даже при самых высоких температурах. К тому же, необычная структура TSC означает, что лезвие может быть сделано черным и даже иметь валирийские вихревые узоры серого цвета, говорит Конселл.

Физика драконьего пламени

Все мы помним эпизод, когда еще не очень большие драконы Дейенерис Таргариен помогли ей получить собственную армию Безуспречных в Астапоре. Пообещав отдать за лучших воинов одного из своих драконов, она передает его работорговцу только для того, чтобы он был сожжем им заживо за считанные секунды.

Однако сколько потребуется пламени дракону, чтобы сжечь кого-нибудь таким образом?

Согласно доктору Рори Хаддену, если принять вес работорговца за 70 кг и учесть, что взрослый человек примерно на 70% состоит из воды, то получается 49 кг воды, которые надо испарить дракону, чтобы его жертва сгорела дотла. Далее, Хадден предполагает, что если температура тела астапорца уже составляет примерно 60˚C, то расчет будет выглядеть следующим образом:

49 кг x 2257 кДж/кг = 133163 кДж = 133 МДж

Таким образом, потребуется 133 МДж драконьего пламени, или 26 мегаватт. Учитывая, что мы видим дракона Дайенерис выдыхающим огонь в течение примерно пяти секунд, это не может не впечатлять.

Ходор

Как выяснилось в конце прошлого сезона, настоящее имя Ходора вовсе не Ходор, а Уилис (по крайней мере в сериале, в книге его имя Уолдер). Ответ на вопрос, почему он не может произнести ничего, кроме этого одного слова, может быть найден в исследовании, проведенном более 150 лет назад.

В 1860-х годах французский хирург Пол Брока (Paul Pierre Broca) изучал строение и функционирование мозгов людей, и в итоге заложил основы современной нейробиологии. В ходе своих экспериментов на мозгах он встретил мужчину средних лет по имени Пьер с крайне странным дефектом речи. Всякий раз, когда Пьер пытался что-то сказать, единственным словом, которое он мог произнести, было «Tan». Неудивительно, что в конце концов все стали обращаться к Пьеру, как к Тану, так же, как произошло с Уилисом (Ходором). Когда же Пьер умер, Брока разрезал его череп, изучил мозг и обнаружил повреждения в левой части его лобных долей (или, как называют этот район мозга современные ученые, «нижняя лобная извилина левого полушария головного мозга»). Работа Брока проложила путь для нашего нынешнего понимания мозга. Прежде чем он получил возможность исследовать мозг Пьера (или же Тана), большинство ученых были убеждены, что мозг работал как один большой мясистый кусок, вырабатывающий мысли, чувства и поведение людей. Брока был убежден, что это не так, и что каждая часть мозга участвует в конкретной задаче, и оказался прав.

Более чем столетие последующей работы доказало прямую связь между этой областью работы мозга и речи. Всякий раз, когда область левой лобной доли повреждена, люди испытывают проблемы с речью – вот почему повредить правую часть мозга, как правило, намного лучше (относительно повреждений мозга).

Обширные повреждения области Брока, как позже стали называть эту часть мозга ученые, также иногда бывают связаны с недоеданием, но это маловероятно в случае Уилиса, учитывая его размеры. Также, как стало понятно из шестого сезона, травма не связана с физическим повреждением головы. Однако ясно одно: Уилис, он же Ходор, явно демонстрирует все признаки динамической афазии – следствия подобной травмы мозга.

Дозорный на катке

Высота Стены в «Игре Престолов» составляет более 200 метров (представьте два Биг Бена друг на друге в высоту, ну или семь девятиэтажек), она была построена с помощью воды и волшебства 8 000 лет назад. Никто не знает точно, как это произошло – предположительно, совместными усилиями предков Старков и гигантов. Все, что мы знаем, это то, что она была необходима Старкам и их союзниками для защиты от мятежных одичалых и таинственных Земель вечной зимы.

Статья по теме

Новый трейлер 7 сезона «Игры престолов»: «Великая война началась»

Стена отличается редкостной красотой, даже по меркам фэнтези – в телевизионном шоу дизайнерам даже приходится смешивать свой поддельный снег на Стене с морской солью, чтобы придать ему блеск, наводящий на мысли о волшебстве, которое его создало. Но если отбросить магический аспект, сила тяжести определенно не оставила бы этот подвиг из льда высотой с небоскреб во всей его красе. Когда журнал WIRED спросил нескольких инженеров об архитектурном потенциале Стены, их прогнозы были неутешительны. Они подтвердили, что лед – отличный защитный материал, он может противостоять большинству различных обстрелов из средневековых орудий, используемых в «Игре Престолов».

Однако даже при минусовых температурах стена, сделанная из льда, начнет деформироваться под давлением своего собственного колоссального веса. Самые нижние части стены будут все больше выпирать наружу, по мере того, как верхние будут сдвигаться вниз, подобно тому, как таят ледники. Одним из способов избежать этого могло бы стать строительство Стены на градиентном покатом склоне, но для того, чтобы поддерживать вертикальную высоту в 200 с лишним метров, она должна была бы быть примерно в 40 раз больше этого по ширине. В конечном счете, в реальности бы получился скорее очень высокий каток, нежели стена.

Комментарии