Мужское-женское. Что определяет ваш гендер

Ученые только начинают разбираться с запутанными взаимосвязями между генами, гормонами и жизненным опытом, которые определяют нашу гендерную идентичность. Откуда берутся ощущения мужественности и женственности и в какой степени они влияют на формирование личности – в материале «Футуриста».

Марс и Венера

Мужчина вы или женщина? Человек определяет себя так или иначе. Возможно, все было понятно с раннего детства или же связано с гениталиями. Но не обязательно. Некоторые люди всю жизнь живут с ощущением, что родились не того пола; некоторые обнаруживают это уже во взрослом возрасте. Кто-то решается изменить свой пол хирургически, чтобы тело соответствовало гендерной идентичности. Кто-то носит одежду другого пола, а кто-то вообще ничего не меняет. К тому же, есть и те, кто не относит себя ни к женскому, ни к мужскому полу, а к человеку «посередине».

Дебаты об истоках мужского и женского поведения ведутся не одно десятилетие. В 1970-х феминистки, в надежде создать общество с более равными возможностями, одевали мальчиков в платья и поощряли игры девочек в машинки. Затем, в начале 90-х общество заинтересовалось различиями в работе мозга мужчин и женщин – по большой части благодаря международному бестселлеру «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» психолога Джона Грэя. Сегодня споры продолжаются, например, в дискуссии о том, должны ли магазины игрушек делить отделы на голубые «для мальчиков» и розовые «для девочек» по устоявшемуся стереотипу. И рост исследований в области биологических предпосылок к транссексуальности только подливает масла в огонь.

Статья по теме

В картографии Facebook превзошел человека

Разговоры о различиях мужского и женского мозга отчасти правдивы, но их значение зачастую переоценено. В среднем, у мужчин больше объем мозга и мозжечковая миндалина, отвечающая за обработку эмоций и принятие решений. При этом кора или внешний слой головного мозга у женщин обычно тоньше.

Тем не менее, «вы не сможете по мозгу определить, принадлежит он мужчине или женщине», – утверждает Лиза Элиот, доцент нейронауки в чикагском Университете Розалинд Франклин и автор книги «Розовый мозг, голубой мозг». То же касается и психологических черт, таких как математические способности или сопереживание. «Дело не в том, что у мужчин плохо развита эмпатия, а все женщины гиперчувствительны», – добавляет Элиот, – «Есть статистические различия, но не заданные заранее индивидуальные особенности».

Мозг взрослого трансгендера еще меньше соответствует категориям мужского/женского. Антонио Гуилламон, преподаватель Национального университета дистанционного образования (Uned) в Мадриде считает, что все дело структуре – иными словами, как мозг был сформирован. Когда Гуилламон и его коллеги просканировали мозг мужчин, женщин и трансгендеров, они обнаружили значительные различия между ними в 4 областях белого вещества – жировой ткани, защищающей длинные звенья нервных клеток, соединяющих все участки мозга.

У женщин, воспринимающих себя как мужчин, эти участки больше напоминают мужские, в то время как у мужчин, считающих себя женщинами, эти участки наполовину соответствовали мужскому мозгу, а наполовину женскому. Гуилламон подытоживает, что мозг транссексуала нельзя на 100% отнести ни к мужскому, ни к женскому. Но предупреждает, что пока еще рано говорить о том, насколько эти особенности влияют на самоопределение человека как мужчины или женщины.

Гипотеза Леди Гаги

Тем не менее, в других исследованиях были обнаружены инверсии мужских и женских структур среди транссексуалов в небольших участках серого вещества. Один из них – крошечная часть гипоталамуса, называемая INAH3, эквивалент участка, отвечающего за сексуальное поведение у крыс.

Подобного рода наблюдения можно было бы считать подтверждением того, что транссексуальность – это не только личный выбор, но и во многом биологические предпосылки. Однако убедительности доводам пока не хватает, ведь мозг обладает врожденной пластичностью, то есть способностью образовывать новые связи после полученного опыта.

Лиза Элиот считает, что «здесь может лежать ключ к мозговым различиям у трансгендеров. Как долго они идентифицировали себя как человека другого гендера, их образ мышления, с кем они играли в детстве, какие должности занимали – все эти детали могут влиять на химические образования довольно хитроумными способами. И это точно опровергает гипотезу Леди Гаги из песни "Я таким родился" (I was born this way).

Все идет из детства?

"Я не умаляю глубокого значения переживаний тех, чей мозг не соответствует телу", – подчеркивает Элиот. Но когда дело касается биологических основ гендерной идентичности, возможно, мозг взрослого не лучший предмет для изучения.

Что же у детей? На первый взгляд, закладка гендера кажется очень простой: дети с двумя Х хромосомами родятся с женскими гениталиями, а дети с одной Х и одной Y хромосомами – с мужскими. Причина в тестостероне и гене в Y-хромосоме, который запускает его выработку у мужского плода. Даже на 12 неделе беременности – примерно на первом УЗИ – наличие или отсутствие гормона уже будет видно по закладке семенников или яичников в гениталиях плода. Однако психологический пол развивается позднее, и его точное время – предмет большой дискуссии.

Статья по теме

«Редакторка», «директорка»: российский инженер создал генератор феминитивов

В течение длительного времени по отношению к гендерной идентичности новорожденные считались tabula rasa (лат. чистая доска), то есть лишенными встроенного умственного содержания, "чистыми". Согласно профессору Амстердамского университета Дику Сваабу, в 1970-х главенствовала идея, что именно социум подталкивает ребенка в женском или мужском направлении. Такая позиция не прошла проверку Дэвида Реймера, потерявшего половой член во время неудачной операции в возрасте 8 месяцев. Врачи заверили родителей, что его лучше воспитать как девочку, поэтому, когда Дэвиду было 17, ему удалили яички, переименовали в Бренду и давали женские гормоны в период пубертата.

Позднее оказалось, что Бренда всегда ощущала себя как мужчину и, будучи взрослым, Дэвид вернулся к полу, с которым был рожден. Это подтверждает идею о том, что личностное ощущение гендера устанавливается в очень раннем возрасте. Свааб и ряд других ученых полагают, что оно закладывается еще до рождения.

К сожалению, мы не можем узнать у новорожденных, как они себя чувствуют, а просканировать их мозг довольно сложно, ведь полежать спокойно – точно не про них. Поэтому ученые сфокусировались на поведении. Главный ключ – это игрушки, в которые дети предпочитают играть.

"Поведение во время игры демонстрирует заметную разницу между полами", – отмечает Мелисса Хинес, глава исследовательской лаборатории в Кембриджском университете. Хотя общество может преувеличивать эти различия, такая же разница в выборе между машинами и куклами была обнаружена среди разнополых детенышей обезьян.

Ключевой аргумент в пользу пренатальной определенности гендерной идентичности обнаруживается в исследованиях девочек, которые подверглись воздействию высокого уровня тестостерона в утробе матери из-за генетически врожденной гиперплазии надпочечников. В отличие от большинства девочек, предпочитающих стереотипные девичьи игрушки, девочки с гиперплазией скорее предпочтут машинки. Они также с большей вероятностью ассоциируют себя с мужским полом по мере взросления, если сравнить их с остальным женским населением. "Однако это всего лишь крошечное меньшинство (1% девочек с заболеванием) тех, кто чувствует себя подобным образом", – резюмирует Хинес.

Паззл

Логично предположить, что внутриутробное воздействие тестостерона – лишь один из кусочков паззла. Ряд исследований показал, что генетические вариации рецептора для тестостерона и женского гормона эстрогена могут повысить шансы на транссексуальность.

У идентичных близнецов вероятность транссексуализма выше, чем у дизиготных (с разными генотипами), хотя и здесь полно исключений. Например, Джонас и Николь (урожденный Ваятт) Майнс, история которых описана в книге "На пути к Николь: трансформация американской семьи", опубликованной в прошлом году. Уже в возрасте двух лет Ваятт спрашивал маму, когда его член "отвалится", чтобы он стал девочкой. Подобные гендерные нарушения нередки для маленьких детей и обычно сами проходят через какое-то время, но не в случае с Николь. Она начала принимать наркотики для задержки полового созревания и перенесла операцию по смене пола перед колледжем. "У многих детей возникают вопросы относительно гендерной идентичности в раннем возрасте, но только 10% из них становятся транссексуалами", – пишет Свааб.

"Я помню, что еще в раннем детстве у меня было чувство, что я должна была родиться мальчиком: я хотела выглядеть как мальчик, все мои друзья были мальчиками, мне нравились только мальчиковые занятия, драки и игры с грузовиками. Родители давали мне свободу, поддерживая при этом во мне женственность", – пишет Дебра Сох, нейрофизиолог и автор публикаций о сексе в Университете Йорк в Торонто.

Исследования в области нейрофизиологии привели Сох к выводу, что ее мозг был частично под влиянием маскулинности во время формирования. В подростковом возрасте Сох приняла свое женское начало. "Это было сочетание эмоциональной зрелости и осознания, что человек не обязан следовать стереотипам о женственности, чтобы быть или идентифицировать себя как женщину", – продолжает Дебра. "До сих пор у меня бывают моменты, когда я чувствую в себе больше мужского, чем женского, но это не вызывает у меня расстройства. Я не хочу сказать, что трансгендеризма не существует, но я считаю, что можно не чувствовать себя на 100% женщиной (или мужчиной) и все же быть в ладу со своим полом".

Статья по теме

Вопрос ориентации. Традиционна ли гетеросексуальность?

Множество транссексуалов перестают принимать свое тело в пубертатном периоде, в молодости и даже в зрелом возрасте. И этот факт возвращает нас к окружающей среде – до и после рождения. Казалось бы, идентичные близнецы должны развиваться одинаково в матке, но это нет так. То, как они расположены в матке, какую часть питательных веществ получают, как физически взаимодействуют между собой – только часть из множества условий, которые могут повлиять на их идентичность и которые только недавно начали изучать. Так называемые эпигенетические факторы могут определять наше чувство гендера. Например, последние исследования показали, что химические изменения в ядрах ложа терминальной пластинки, связанной с транссексуальностью, могут изменить поведение самцов красы: они в гораздо меньшей степени дерутся и кусают друг друга, что делает их по поведению похожими на самок.

Социальные факторы также могут усугубить врожденные различиями между мужчинами и женщинами. Несомненно, есть генетические и гормональные изменения, которые подталкивают человека к мужскому и женскому типу на уровне поведения и мозговых микроструктур, но все это очень подвижно, утверждает Элиот. "Я считаю, что собственное чувство гендера человека зависит от самообучаемости мозга в течение жизни. Маленькие дети, пытающиеся разобраться с этим, формируют себе команду: если маленький носитель XY хромосом хочет быть в розовой команде, он или она решит – я девочка, я буду играть в девичьи игры, идентифицировать себя как девочку и становится тем, кого мы считаем женщиной".

Идея спектра

Так что на выходе? Хотя мы знаем несколько факторов, влияющих на гендерную идентичность, мы все еще далеки от полной картины. Мы также далеки от возможности просканировать мозг детей на предмет транссексуальности или же правильно истолковать их поведение. Это не значит, что нужно прекратить попытки понять: дети, уверенные, что живут в "чужом теле", особенно во время полового созревания, подвержены депрессии и даже суициду.

Но вместо того, чтобы рассматривать гендер как бинарную оппозицию, возможно, пришло время превратить его в спектр – как мы делаем по отношению к психологическим чертам, в том числе, аутизму. Если посмотреть на мужской и женский мозг, там кроется огромное количество совпадений на уровне способностей. Возможно, то же относится и к гендерной идентичности, особенно, если она находится в процессе развития.

"Идея спектра не обязательно нужна или может помочь каждому, но иногда я чувствую облегчение в комнате, когда предлагаю ее как возможность", – пишет британский психотерапевт Мишель Бриджмен, специализирующаяся на гендерной дисфории – состоянии, когда транссексуал не может принять свой пол, в котором его воспитывали. "При работе с пациентами я призываю их воспринимать идею спектра как путь, в котором есть множество состояний между двумя полюсами".

Людям свойственно делить мир на черное и белое, но наш четко определенный физический пол противоречит сложности мозга. Гендер может быть компиляцией из разных черт в самых бесконечных направлениях.

Оригинал статьи

Комментарии