Сможет ли неподготовленный пассажир посадить самолет

Сможет ли неподготовленный пассажир посадить самолет

Среди пассажиров встречается мнение, что профессия летчика не так сложна, как ее показывают, скажем, в кино, — сидишь, пьешь кофе да на кнопки нажимаешь. А если вдруг что и случится, то автоматика всегда выручит и поможет даже обычному пассажиру посадить самолет. Но так ли это на самом деле?

Идеальный сценарий

Это когда погода хорошая, ветра нет, самолет оборудован системой автоматической посадки, а в принимающем аэропорту установлена инструментальная система посадки (система маяков, позволяющая самолету сориентироваться, найти посадочную полосу и даже выровняться по ее центру). В зависимости от категории точности инструментальная система посадки позволяет сажать самолет в автоматическом режиме с высоты от 790 до 49 метров.

Допустим, оба пилота внезапно потеряли сознание и вам об этом нашептала стюардесса. Чтобы попасть в кабину пилотов, нужно ввести специальный код – его знают стюардессы. Дверь открывается не сразу, а через какое-то время: пилоты через камеру должны убедиться, что стюардесса набрала код одна, а не под давлением террористов (в этом случае они блокируют замок до конца полета). После задержки дверь открывается.

Лучше всего занять место слева. Оно командирское, оттуда больше всяких возможностей управлять самолетом. Первым делом на штурвале или джойстике вам надо найти переключатель радиосвязи (только не нажимайте красную кнопку, а то отключите автопилот).

После того как переключатель радиосвязи найден, наденьте на голову гарнитуру (наушники с микрофоном), нажмите найденный переключатель и громко и отчетливо произнесите несколько раз «Mayday» (это сигнал бедствия, на него обязательно откликнется диспетчер). Если переключатель на штурвале или джойстике найти не удается, то слева от вашего кресла обязательно обнаружится рация. Смело берите ее, включайте, настраивайте на частоту 121,5 мегагерца и кричите «Mayday» в нее. Эту частоту прослушивают спасательные службы, так что вскоре вас переключат на диспетчера или дежурного пилота, а тот уже объяснит, что делать дальше.

Если вы думали, что посадка в автоматическом режиме — это нажал две кнопки и ждешь, пока самолет сделает все сам, то вы жестоко ошибались. Автомат имеет доступ только к рулям направления, высоты и двигателям. Включать закрылки, интерцепторы, спойлеры, отклоняемые носки, тормоза шасси и прочую механизацию все равно придется вам.

Более реальный сценарий

Если же в аэропорту прибытия нет системы инструментальной посадки (регулирующей посадку самолета в автоматическом режиме), или там дует сильный боковой ветер, идет дождь, или стелется туман, то вам, скорее всего, придется сажать самолет в полностью ручном режиме. Однако пилоты учатся управлению самолетом в плохих погодных условиях долго и упорно. У человека с улицы в этом случае просто нет шансов.

Даже для автоматической посадки прогнозы для пассажира-пилота неблагоприятны. Если вы прежде никогда специально не интересовались устройством кабины пилотов того самого самолета, на котором вы летите, то и автоматическая, и ручная посадка закончится для вас одинаково — катастрофой, в которой погибнут все, кто находится на борту. Небольшой шанс на выживание, конечно, есть всегда, но он — ничтожен. В автоматическом режиме посадки у вас хотя бы будет несколько секунд на поиск нужной рукояти или кнопки, а компьютер будет вас подстраховывать от серьезных ошибок. В ручном режиме посадки времени искать нужные кнопки просто не будет, а промедление — смерть.

Самый реальный сценарий

На самом деле, неважно, на сколь современном самолете вы летите, - посадить его без специальной подготовки вы все равно скорее всего не сможете. Но есть и хорошие новости: вплоть до посадки (или падения) вы скорее всего даже и не узнаете, что с пилотами что-то произошло. Стюардессы вам об этом просто не скажут, потому что такая информация может вызвать панику на борту, а это уже гарантированная смерть — паникующей толпой управлять невозможно. Все действия по автоматической или ручной посадке стюардессы будут пытаться предпринимать самостоятельно до победного или провального конца.

И помните. Летчиков в кабине всегда двое: командир воздушного суда и второй пилот. В истории пассажирской авиации пока еще не было ни одного случая, чтобы из строя вышли оба пилота сразу.

При этом случаев, когда пассажир или стюардесса привлекались бы к управлению самолетом в качестве помощника пилота, в истории авиации было всего пять или шесть. И во всех случаях помощники имели пусть и небольшой, но все же какой-то опыт управления воздушным судном.

Источник: N+1

Источник: Футурист.ру
Фото: bigpicture.ru

Комментарии