Астрономы нашли первый белый карликовый пульсар

Ученые Университета Уорика в Великобритании и Южно-Африканской астрономической обсерватории нашли первый белый карликовый пульсар – звезду размером примерно с Землю, но имеющую в 200 тысяч раз большую массу и в 100 миллионов раз более мощное электромагнитное поле. Звезда называется AR Скорпиона и находится на расстоянии 380 световых лет от нашей планеты.

Раньше исследователям приходилось сталкиваться только с нейтронными звездами, некоторые из которых они ошибочно принимали за белых карликов. Разница между нейтронными звездами и белыми карликами заключается в том, как они образуются: в обоих случаях это сгоревшие звездные остатки, но белые карлики являются результатом тихого разрушения небольшой звезды, а нейтронные звезды образуются в результате катастрофического коллапса и взрыва сверхновой массивной звезды. Из-за разницы в их начальной массе нейтронные звезды имеют большую температуру, быстрее вращаются и имеют более сильные магнитные поля, чем белые карлики.

Открытие первого пульсара не только подтвердило, что они действительно представляют собой тип нейтронной звезды, но и то, что нейтронные звезды действительно существуют – предположение, выдвинутое учеными еще 30 лет назад. С тех пор исследователи также предположили, что пульсары могут играть роль в бинарных системах – это системы двух астрономических тел, расположенных не очень близко и находящихся под влиянием общего центра масс. В этих двойных системах, роль звезды главной последовательности (как Солнце) может играть либо нейтронная звезда, либо белый карлик. Теперь ученые смогли наблюдать второй вариант на реальном примере.

"Свет AR Скорпиона сильно поляризован. Это означает, что его магнитное поле управляет излучением всей системы. Аналогичное поведение усматривается в более традиционных нейтронных звездах-пульсарах", – говорят ученые

Исследователи описывают обнаруженную бинарную систему как белого карликового пульсара, который каждый две минуты посылает в сторону своего соседа – красного карлика – мощные пучки частиц и электрического излучения.

Фото: sciencealert.com