Выявлено еще одно условие обитаемости планет

Долгое время главным условием возникновения жизни на планете считалось ее расстояние от звезды. Меркурий находится слишком близко к Солнцу, поэтому жизнь на этой планете зародиться не может, а вот расположение Земли в этом смысле идеально, что подтверждается многообразием биологических видов. Но авторы нового исследования, опубликованного в журнале Science Advances, утверждают, что нахождения в так называемой «зоне жизни» недостаточно: планета может быть обитаемой только при определенной температуре ее внутренних слоев.

Ученые опровергли распространенную точку зрения о саморегуляции температуры земной мантии. Ранее считалось, что планеты способны самостоятельно регулировать внутреннюю температуру с помощью конвекции мантии – подземного сдвига пород. Согласно этой точке зрения, изначально планета может быть слишком холодной или слишком горячей, но в конце концов она «подберет» оптимальную температуру.

«Если вы соберете все виды научных данных о том, как Земля развивалась в течение последних нескольких миллиардов лет и попытаетесь разобраться в них, то в конце концов осознаете, что конвекция в мантии равнодушна к внутренней температуре,» – утверждает Джун Коренага, автор исследования и профессор геологии и геофизики в Йельском университете.

Ученый представил в своем исследовании общую теоретическую основу, которая объясняет степень саморегулирования, ожидаемую для конвекции в мантии. Коренага предположил, что саморегулирование не может быть присуще планетам земного типа. Отсутствие механизма саморегуляции имеет большое значение для обитаемости планеты. Если бы планеты были способны изменять температуру, жизнь могла бы возникнуть на планете любых размеров и с любой внутренней температурой.

«Океаны и континенты – то, что мы считаем само собой разумеющимся на этой планете – не могли бы образоваться, если бы температура недр Земли не находилась в определенном диапазоне. Это означает, что на молодой Земле не могло быть слишком жарко или слишком холодно», – объясняет автор исследования.

Исследование проводилось при поддержке Института астробиологии НАСА. Джун Коренага входит в организацию НАСА Alternative Earths. Целью этой организации является изучение механизмов, с помощью которых Земля поддерживает постоянную биосферу на протяжении большей части своей истории. Понимание этих процессов может помочь в поисках жизни в пределах и за пределами Солнечной системы.

Фото: huffingtonpost.com