IBM разрабатывает супермолекулу против всех вирусов

Ученые из корпорации IBM и сингапурского Института биоинженерии и нанотехнологий(IBN) разрабатывают супермолекулу для борьбы и предотвращения всех видов вирусов – от гриппа до Эболы и Зика. Исследование опубликовано в журнале Macromolecules.

Поиск универсального антибиотика является чрезвычайно сложной задачей, так как вирусы сильно отличаются друг от друга, а штамм одного и того же вируса может мутировать и изменяться. Это одна из причин, почему врачи каждый год выдают новую вакцину от гриппа каждый год. Ученые из IBM и IBN разрабатывают макромолекулы, которые могут успешно применяться для лечения сразу нескольких типов вирусов и предотвращать заражение ими. Исследователи исключили вирусы РНК и ДНК, так как они мутируют и их очень трудно выявить. Вместо этого ученые сосредоточились на гликопротеинах, которые присутствуют на внешней стороне всех вирусов и проникают в клетки организма, заражая их. Используя эти знания, исследователи создали макромолекулы, в основе которых лежит одна гигантская молекула из трех меньших субъединиц. Эта макромолекула играет решающую роль в борьбе с вирусами.

Во-первых, она может привлечь к себе вирусы с помощью электростатических зарядов. После того как вирус приблизится, макромолекула цепляется к нему и не позволяет прикрепиться к здоровым клеткам. Затем она снижает уровень кислотности вируса, что делает его менее способным к воспроизводству. В качестве альтернативного способа нейтрализации вирусов макромолекула также использует вещество под названием манноза. Этот компонент добавляет здоровых иммунных клеток и заставляет их приблизиться к вирусу, таким образом вирусная инфекция может быть проще нейтрализована.

Исследователи проверили свою разработку в лаборатории на нескольких вирусах, включая вирусы Эболы и лихорадку Денге и обнаружили, что супермолекула успешно справляется со своей задачей. Хотя это звучит многообещающе, но потребуется еще много времени для исследований и испытаний, прежде чем метод сможет быть использован в целях профилактики и лечения вирусных инфекций. Но потенциально средство пригодится для создания широкого спектра противовирусных лекарств.

Фото: tum.de