Четыре стихии — миф, который нельзя развенчать
Огонь, вода, земля и воздух — вот и вся таблица Менделеева, которая была у западной цивилизации на протяжении почти двух тысячелетий. Казалось бы, с приходом научной революции это древнее представление следовало отбросить. Но четыре стихии отказываются сходить со сцены даже сегодня. Павел Войтовский рассказывает, как первоэлементы древних греков дали начало идее четырех темпераментов и большому количеству современных психологических теорий. В конце поста узнаете, можно ли совместить стихии с четырьмя временами года.
Четыре элемента
На картине «Увенчание терновым венцом» Иероним Босх изобразил Иисуса Христа в окружении четырех фигур. Искусствовед Джастин Льюис-Энтони в своей книге «Круги терний» утверждает, что герои полотна символизируют четыре первоэлемента и четыре темперамента древних греков. Начиная с человека в зеленом тюрбане в левом верхнем углу и двигаясь по часовой стрелке — огонь и холерик, воздух и сангвиник, земля и меланхолик, вода и флегматик. Как связаны стихии и типы темпераментов? И можно ли увидеть здесь цикл человеческой жизни?
Впервые понятие о четырех стихиях в развернутом виде встречается у Платона, но корни можно проследить в Египте и Вавилонии. Считалось, что воздух влажный и горячий, огонь сухой и горячий, земля сухая и холодная, а вода влажная и холодная. Платон сопоставляет стихиям правильные многогранники (Платоновы тела).
Аристотель добавляет в картину пятую сущность, квинтэссенцию: эфир. Ему в соответствие ставится додекаэдр с 12 гранями, что, по-видимому, связано с Зодиаком. Как мы помним, у Люка Бессона «пятым элементом» была любовь таксиста к Милле Йовович.
Четыре элемента древних греков стали излюбленным мнемоническим приемом и лекалом для построения мистических систем. Даже сегодня в любом произведении популярной культуры, где встречаются четыре чего-нибудь (героя, расы, вида магии), велик шанс, что им соответствуют воздух, огонь, земля и вода. Например, каждому из четырех факультетов Хогвартса в «Гарри Поттере» соответствует своя стихия (Рэйвенкло — воздух, Гриффиндор — огонь, Хаффлпафф — земля, Слизерин — вода). Также в картину вписывается «Фантастическая четверка» из марвеловских комиксов, четыре народа в мультсериале «Аватар» и системы магии во многих компьютерных играх.
Четыре темперамента
Если стихии кажутся более-менее равноправными, то с темпераментами возникает вопрос: почему есть один хороший склад характера (сангвиник) и три разной степени ущербных?
Парадокс объясняется тем, что изначально у древних греков все четыре темперамента были болезнями. Согласно теории Гиппократа, в теле человека есть четыре «гумора», или жизненных сока. Их баланс определяет характер. Избыток крови делает человека сангвиником, желчи — холериком, черной желчи — меланхоликом, лимфы — флегматиком. Считалось, что каждая жидкость производится в своем органе и каждой можно поставить в соответствие такие качества как сухость/влажность и холод/теплота. В итоге получается довольно странная таблица:
В этой картинке много абсурда. Во времена Гиппократа не знали про лимфоузлы и считали, что мозг может производить лимфу. Даже кровообращение до открытий Уильяма Гарвея в 17-м веке было загадкой. Хотя учения Гиппократа содержали для своего времени много передовых идей, сегодня кажется, что это набор странных неудачных догадок.
Однако древняя идея отказалась уходить на покой. В двадцатом веке ученые и психологи дали четырем темпераментам новую жизнь.
Типологии личности в XX веке
Физиолог Иван Павлов обнаружил, что идеи Гиппократа и Галена можно переформулировать в терминах высшей нервной деятельности. Ее главные компоненты, по Павлову, — это сила, уравновешенность и подвижность. В разных сочетаниях они дают четыре варианта: сангвинический темперамент ученый называет «живым», флегматический — «спокойным», холерический — «безудержным», меланхолический — «слабым».
Развивая идеи Карла Густава Юнга об экстравертах и интровертах, психолог Ганс Айзенк нанес четыре темперамента на координатную плоскость с двумя осями. По одной из осей отмеряется уровень экстраверсии (грубо говоря, открытости психики), по другой — невротизма (стабильности психики).
Было создано множество подобных «четверичных» моделей. Свои версии предлагали Эрих Фромм, Альфред Адлер, психиатр Карл Леонгард и многие другие. Одной из самых известных послевоенных систем стала типология Майерс-Бриггс, дающая определения для 16 типов личности. Столько же предлагает печально известная соционика, чей научный статус остается под большим вопросом.
В английской Википедии есть огромная таблица, где собрано около 20 разнообразных двухфакторных моделей личности, вырастающих из теории Гиппократа. Вот лишь небольшой срез самых простых для понимания моделей:
Снова космические циклы
Вернемся к картине Босха. В упомянутой книге Джастин Льюис-Энтони предполагает, что символизм полотна идет дальше четырех стихий и четырех темпераментов. В фигурах также можно увидеть годовой и жизненный циклы.
В своих построениях Льюис-Энтони опирается на средневековые трактаты, например, на Исидора Севильского, который в конце XV века представил такую схему (латинская и английская версии):
Надпись в центре («мир, год, человек») увязывает воедино три цикла разной величины. При этом год идет против часовой стрелки, начинаясь внизу, — так же, как я обсуждал в предыдущем посте серии. Дополним схему и получим следующую картинку:
Вряд ли стоит пытаться извлечь глубокий смысл из этих аналогий. Весна — это настолько же воздух, насколько и земля, из которой пробиваются ростки. Ночь и вода не слишком клеятся друг с другом. Не все в «зрелости» предаются меланхолии, и так далее.
И все-таки, впервые наткнувшись на эту идею, я был поражен количеством попаданий. Мы действительно живем в нескольких вложенных друг в друга циклах. Жизнь повторяет год, год повторяет день, и все вместе синхронизировано со вселенскими циклами, символически отраженными в круговороте четырех стихий.
Ход колеса против часовой стрелки, конечно, остается полностью гипотетическим. Если я так вижу, это не значит, что остальные должны видеть так же. Главное здесь в другом: каким образом древняя идея — четыре первоэлемента — позволяет упорядочить большой массив данных и создать «грибницу» для метафор.
В следующем посте я расскажу, как нанести на «Пятое колесо» зеленый, желтый, красный и синий цвета. Также мы поговорим о замечательной теории Марка Чангизи о том, что цветовое зрение у человека развилось с целью наблюдения за оттенками кожи.
«Пятое колесо» — сериал Павла Войтовского о связи четырех стихий с самыми разными областями знания и жизни. В каждом посте предлагается картина, объединяющая те или иные циклы: космические, исторические, природные, жизненные, цветовые.
Эпизод 1: Почему год идет против часовой стрелки
Комментарии