Продолжение лучше оригинала?.. Разбираем второй сезон «Спартака»

Рецензия на второй сезон сериала «Спартак: Месть» (оригинальное название «Spartacus: Vengence», 2012)

Продолжение лучше оригинала?.. Разбираем  второй сезон «Спартака»

(Нижеследуюший текст является расширенной и кое-где подкорректированной версией моей же рецензии, которую я опубликовал еще в далеком 2013 году сразу по просмотру в своём Фейсбуке).

С рецензией на первый сезон можно ознакомиться по ссылке.


Внимание: спойлеры!


Существует расхожее мнение, что продолжение всегда хуже оригинала. В силу его распространённости я долго не хотел с ним соглашаться, ведь можно найти случаи, когда продолжение не хуже, а иногда и лучше исходника. К примерам первого я лично отнёс бы «Назад в будущее», а второго – пятый и четвёртый эпизоды оригинальной трилогии «Звёздных войн». Если покопаться, можно найти и другие хорошие сиквелы, но, видимо, это всё же правило, а примеры выше – исключения. Что же со «Спартаком»?

Сразу скажу, что не хотел бы сравнивать игру покойного Энди Уитфилда и Лиама Макинтайра в образе Спартака – это неблагодарное занятие. Скажу только, что, кажется, разработчики искали замену по внешнему сходству, и что с моей точки зрения Уитфилд вжился роль гораздо более естественно. Чёрт, всё-таки сравнил...

Слева – Лиам Макинтайр, справа – Энди Уитфилд. Источник.

Справа – Лиам Макинтайр, слева – Энди Уитфилд. Источник 1 и источник 2.

Коротко о сюжете: десять серий «Мести» охватывают период восстания от момента побега до первой победы под Везувием. Замечу, что с исторической точки зрения сюжет вымышлен от начала и до конца, потому что в источниках отсутствует сколь-нибудь подробное описание этого этапа. Здесь, как и в первом сезоне, авторы были относительно свободны в своих интерпретациях (впрочем, когда это «исторические факты» останавливали фантазию киношников?), хотя некоторые вольности они себе всё же позволили. Во-первых, судя по беременности Илитии, действие занимает явно больше полугода (точнее сказать трудно), а в источниках гораздо меньше. Во-вторых, в начальных эпизодах повстанцы [зачем-то] прячутся в капуанских катакомбах, а потом долго сидят в храме у Везувия – в источниках они сразу бегут на гору. В-третьих, в источниках в период на Везувии ряды спартаковцев пополняются беглыми с округи, а в фильме восставшие сами должны «грабить корованы» © с этой целью. В-четвёртых, Плутарх сообщает, что Вариний был вторым претором, которого разбил Спартак – на экране же он действует одновременно с Глабром.

Публий Вариний в исполнении Бретта Такера. Источник.

Пожалуй, выше даны все крупные расхождения, которые я заметил, однако это моё историческое занудство. Да и в общем и целом я бы не стал заносить эти примеры в отрицательный баланс сериалу – всё ж таки кино.

Нет, моя критика связана с другими обстоятельствами. Я разбил свои претензии на три группы.

Первая – отсутствие фантазии сценаристов и навязчивое копирование элементов первого сезона. Причём в данном случае речь не идёт об общей стилистике крови, мата и секса (хотя со временем она начинает приедаться). Я имею в виду заимствование целых фабул и сюжетов.

Глабр во втором сезоне чуть меньше чем полностью списан с Батиата из первого. (Историческая справка: и о том, и о другом мы не знаем ничего кроме имён и занятий. В источниках в буквальном смысле о каждом сказано по два слова. Есть основания считать, что Глабр – вообще вымышленный персонаж: у разных авторов даются разные имена первого римского военачальника, которого разбил Спартак. У них совпадает только номен – Клавдий. Вся биография Глабра, представленная в сериале, полностью вымышлена, включая его преномен, Гай). В первом сезоне Глабр – персонаж второго плана, появляется в трёх эпизодах, и вся его роль сводится к демонстрации, как Спартак вступил в соприкосновение с римлянами. Он показан как эгоистичный, самодовольный и бесталанный аристократ с большими амбициями и малыми способностями. В общем, типичный классицистический злодей в лучших традициях XVIII века (а вы говорите: «Постмодерн, постмодерн...»). Батитат же подан как коварный оппортунист, готовый на любую подлость в своих низменных и своекорыстных интересах. Каково же было мое неприятное удивление, когда сценаристы оставили амплуа главного антагониста нетронутым и назначили на это место Глабра.

Несколько примеров копирования. Глабр вслед за Батиатом совершает преступления против римских граждан для решения своих проблем: Батиат убивает Овидия, которому он задолжал крупную сумму, Глабр убивает своего конкурента Сепия, Батиат убивает магистрата Капуи (такой должности не существовало: магистратом в республиканское время называли любое должностное лицо: цензора, квестора, эдила и т. д.), Глабр – своего тестя (реплика в сторону: вообще из сериала складывается ощущение, что законы в Риме отсутствуют напрочь и никакие наказания за злодеяния никому не грозят). Как и Батиат, Глабр знает о неверности жены (детали, правда, расходятся), но не расторгает брака. И Глабр, и Батиат пользуются услугами Ашура, и оба не замечают, что тот ведёт свою игру. Оба изрядно похотл... любвеобильны. У обоих есть конкуренты, которые гибнут в конце сезона. Оба предают Спартака. И оба сами погибают от его рук.

Смерть Вариния и коспелей терминатора в конце второго сезона. Источник.

Второе амплуа, позаимствованное с незначительными изменениями – Илития. В первом сезоне она показана как «представительница золотой молодёжи», не отягощённая «умом и сообразительностью»» – ровно ту же роль играет на этот раз Сепия (это не фильтр в Инстаграме, это зовут её так). Правда, Илития – всё же более интересный персонаж, ибо она способна на интригу и волю, а Сепия изображена ну уж совсем как полная дур… наивная девочка.

Сепия в исполнении Ханны Мэнган-Лоуренс. Источник.

В обоих сезонах присутствует вскрытый предательский обман главного антагониста и голубая любовь среди гладиаторов, но некоторые элементы скопированы совсем как-то топорно. Например, мы помним, что Батиат приказывает своим людям разобраться, кто подослал к нему убийц, и Ашур с Баркой отправляются в город, где силой выбивают из какого-то торговца необходимую информацию. То же делает Глабр, когда похищают его жену: является в какой-то притоно-бордель, велит тому же Ашуру и его подручным выяснить, куда делся Ганник. Или в последней серии первого сезона Лукреция, пытаясь спастись от Крикса, сообщает ему, что носит его ребёнка – чёрт возьми, ну почему Илития во втором сезоне делает то же самое, когда её хочет убить Спартак?! Так и хочется закричать:

Это было в “Симпсонах”!

«Это было в «Симпсонах»!» © Источник.

Вторая группа – огромное количество киношных клише. Нет, конечно, они были в первом сезоне, куда без них. Но там они как-то шли фоном и взывали максимум улыбку. Здесь же их просто какое-то нагромождение!

Нужные персонажи успевают произнести пафосные речи перед тем как отдать концы – им потом ещё по традиции закроют глаза безутешные товарищи.

Маленький отряд диверсантов инфильтрируется в стан врага и уничтожает капуанскую арену/»Звезду смерти»/фабрику по производству терминаторов/Хельмову Падь/подчеркнуть нужное. Причём делает это стандартным способом – конечно же, через канализацию. Видимо, «это не баг, а фича»: оставить какую-нибудь маленькую дыру в неприступной броне, чтобы через неё пробрались саботажники/в неё пальнули ракетой из космического истребителя/положили мину орки.

Огромное количество бэд гайз сражается с горсткой гуд гайз или одним гуд гай и с завидной регулярностью проигрывает (об этом я ещё скажу).

Всех убью, один останусь! Источник.

Разумеется, где-то в начале фильма нужно показать драку двух главных противников, в которой по традиции победит бэд гай – не расстраивайтесь, гуд гай лично задавит гада в конце. Опять же, по традиции. В том же русле поединок Нэвии и Ашура: в последний момент, гуд гёрл всё-таки сдюжит и победит-таки негодяя. К этим примерам можно добавить клише ещё из первой части: ежу понятно, что Спартак и все более или менее главные позитивные герои доживут до конца сериала, сколько их не режь:

На этом корабле четыре-пять главных персонажей, я не думаю, что они попадут в нас.

(Питер Гриффин, «Звёздные войны», пародия).

Нелепые стереотипы про египтян: почему молчаливый египтянин в I в. до н. э. сражается оружием, которым воевали за тысячу двести лет до того?

А, ну да: все же помнят египетское оружие из фильма «Мумия» (1999) и его сиквелов.Чёрт, они даже гримировали «египтянина» Стивена Данлеви под «царя скорпионов» Дуэйна «Скалы» Джонсона:

Упражнение «найди 10 отличий»: слева – Дуэйн «Скала» Джонсон, справа – Стивена Данлеви. Источник 1 и источник 2.

Принцип корпуса морских пехотинцев No man left behind – даже когда самому Спартаку грозит опасность попасть в плен, он не бросает раненого товарища, нет, он, рискуя быть обнаруженным, доблестно спасает его. Спартаковцы лезут в шахту вытаскивать возлюбленную Крикса – при этом сам Крикс попадает в плен и гибнет ещё десяток его товарищей.

Стереотипичное изображение враждующих сторон: бэд гайз – воплощение порока, греха, обмана и содомии, гуд гайз – сгусток позитивной материи и немножко содомии тоже. То есть как, в «Мести» восставшие регулярно пьянствуют и бьют друг другу мор… участвуют в дуэлях, но в конце концов они показывают добродетели, а римляне – нет. Спартак даже не убивает жену своего врага: «Это не имеет смысла», – говорит он. Ага, а устроить теракт на арене и похоронить под обломками сотни людей – имеет.

Всё понятно без слов, где тут злодей, где – герой. Источник.

Воскрешение Лукреции поразительно. Чёрт, да её же насквозь проткнули в первом сезоне? А, не, её потом заштопал Ашур и она выжила. И не важно, что её «убили» таким же образом, каким прикончили ещё пару десятков статистов из массовки. Как говорил один мальчик из другого старого фильма:

Ты не можешь умереть, пока кино собирает кассовые сборы.

(«Последний герой боевика», 1991). И так далее.

Третью группу сложно объединить под одним названием. Я бы сказал, что это все те вопиющие несуразности, которые я лично увидел во втором сезоне -– их существенно больше, чем в первом. Поехали.

Рядовые римляне представлены полными маразматиками. Как только они ввязываются в любую стычку, как говорил один кинокритик,

наступает месяц тигра и все юниты получают +10 к глупости:

римские воины вообще не умеют драться. Что, нас пятеро, а он один? Не-не, мы окружим его и по очереди будем изображать драку, чтобы нас по одному прирезали. Что, нас было двадцать человек, всех убили, я остался один? Не-не, я не побегу, я последую примеру моих товарищей и убью себя апмеч. Что, щит? Не, не слышал.

Римлянин справа честно ждёт своей очереди.

Половина сюжета по-прежнему разворачивается на вилле Батиата – почему? Во-первых, непонятно с какой стати Глабр, по сути, присваивает себе чужое имущество римского гражданина – и это даже после того, как он находит и демонстрирует публике выжившую Лукрецию (я не большой специалист по римскому праву, но при всех ограничениях женщин в правах, как-то уж очень странно, что жена не наследует имущество мужа в отсутствие других родственников – даже сами авторы вписали сцену, где Глабру объясняют, что он не является наследником имущества своего тестя, он имеет к нему отношение только постольку, поскольку женат на дочери усопшего). Во-вторых, даже если консультанты сценаристов это как-то объяснили, совершенно неясно, за каким дьяволом Глабр занимает эту несчастную виллу. Он говорит, что бараки подойдут для размещения его солдат – это, на минуточку, а) сколько же у него солдат? в первом сезоне там жило с полсотни гладиаторов, б) он заставит римских граждан жить в казармах рабов? Вы это серьёзно? Единственное разумное объяснение – бюджет картины.

Вся линия с Сепием и его наёмниками – это просто треш и угар. По источникам, претор, осаждавший Спартака на Везувии, собрал местное капуанское ополчение в количестве трёх тысяч, а в фильме Глабр прибывает с парой сотней солдат из Рима и начинает ссориться с местным богатеем Сепием и канючить – дай людей, ну дай людей, ну дай! Ладно, простим эту вольность ради сюжета. Но если Глабру так позарез нужны люди Сепия, значит, их довольно много. Каким образом Глабр умудряется вырезать всех обитателей виллы Сепия с четырьмя уголовниками?! Где были те самые наёмники Сепия?! И Глабр опять получает +10 к глупости: содержание такого количества воинов – очень дорогостоящее предприятие, но претор предпочитает против закона пустить в оборот доставшееся его жене наследство от тестя, а не опустошить казну Сепия – ему достаточно придушить его своим сапогом. Что, забрать деньги? Не, не слышал.

Убийство Сепия. У того на лице написано: «Дурень, не будь клишированным злодеем!» Источник.

Повстанцы из принципа ходят полуголыми на протяжении всего сезона. Причём когда необходимо замаскироваться под римлян – они тут же находят какую-то одежду. Остальное время они гордо её гордо отвергают. Точно так же пренебрегают они и тренировочным оружием – упражняются они исключительно с боевым. Что, техника безопасности? Не, не слышали.

Мы настолько суровы, что не нуждаемся в этой вашей одежде. Источник.

Первые два эпизода могут ввести в ступор: зачем рабы и гладиаторы, вставшие против своего господина и вырезавшие туеву хучу большое количество римлян, живут в канализации? Что за черпашки-ниндзя? Причём это явно не римская канализация, а какая-нибудь нью-йоркская, ибо она позволяет ходить в полный рост и даже имеет очень удобные выемки в стенах, которые восставшие оборудуют под комнаты для своих лидеров (историческая справка: сохранившаяся канализация в Риме представляет собой трубы, диаметром в метр).

Линия, связанная с Везувием, также убийствена: если верить финальным эпизодам, от лагеря повстанцев до виллы Батиата день-два пути (здесь ещё один ляп: гугл сообщает, что от Капуи до вулкана 53 километра пешком – в фильме вообще не объяснено, как беременная Илития в одиночку преодолевает это расстояние, более того, она же даже не знает, где находится; никак, GPS выручил; ещё одна натяжка – Везувий лежит к югу от Капуи, а Илитию перехватили по пути на север, в Рим), да ещё и сами беглецы не сидят без дела – то арену сожгут, то в Неаполь наведаются, то виллу разграбят – и при этом их никто не видит. Каким образом Глабр на протяжении большей части сезона не может вычислить, где расположились спартаковцы (кстати, если внимательно пересмотреть все сцены с ним, то становится вообще неясно, чем он, собственно занимается целыми днями – явно не пытается остановить Спартака)? Конечно, он злодей, но неужели он настолько некомпетентен в ориентировании на местности, что ему нужна подсказка жены и Ашура, чтобы догадаться, где же засел противник? И этому человеку в первом эпизоде доверили войска во Фракии?..

Пеший маршрут Каупуя – Везувий.

Идея потребовать за Илитию фургон оружия – в уровне логического мышления Спартак и Глабр стóят друг друга. Каким же надо быть наивным простецом, чтобы поверить, что претор честно выполнит свою часть сделки? Весь этот сюжет, когда солдаты прячутся внутри передвижного средства и выскакивают в нужный момент, стар как мир. Единственное, чем я могу объяснить наивность Спартака – незнакомство ни с Гомером, ни с Голливудом.

Картина Репина «Нежданчик»: римские гладиаторы выскакивают из Троянского коня фургона «с оружием». Источник.

Что? Римляне опять используют катапульты в полумраке для борьбы с врагами? «Это было в “Симпсонах” “Гладиаторе”!» Спартак со товарищи спускается с Везувия по верёвкам, сплетённым из дикого винограда – да, это было в источниках. Но зачем тогда сценаристы заставляют их говорить, что спуститься могут только четыре человека, если потом мы видим всю толпу повстанцев, напавших на римлян из засады у подножия вулкана? Ведь если верить предыдущей сцене, чтобы спустить Спартака и трёх его помощников, верёвки должны были держать все оставшиеся на вершине. Так как же они оказались внизу, минуя римские заслоны?..

Финальный аккорд – линия Лукреции. Во-первых, доставляет сама идея её воскрешения. Во-вторых, вообще не объясняется поведение вдовы Батиата: поначалу она показана как сумасшедшая, которая ничего не помнит, потом она действует совершенно здраво и на память не жалуется, но в последнем эпизоде у неё снова начинается какое-то помутнение рассудка, когда она совершает садистское кесарево сечение Илитии (и та вдобавок не умирает сразу от потери крови; держу пари, если будет надо – её тоже воскресят) и бросается с обрыва с новорожденным – что это вообще такое?! Какая должна была быть больная фантазия у сценаристов, чтобы придумать такое?! И кто-нибудь может мне уже наконец объяснить, что происходило в голове у Лукреции?!

Очень и очень разочаровал второй сезон. Единственный персонаж, который хоть как-то разбавлял эту мутную картину – Эномай в исполнении по-прежнему шикарного Питера Менза.

Шикарный Питер Менза. Источник.

Даже несмотря на то, что его роль заметно урезали, а амплуа лишили изюминки, он всё равно хорош и прекрасен (даже при том, что его упорно называли doctorE в первом сезоне – нужно было заставить это слово казаться необычным, поэтому была взята форма звательного падежа, что нашему уху звучит довольно-таки по-дурацки). В отличие от остальных героев, его не пожалели, и всё-таки в конце убив в соответствии с источниками, предварительно лишив глаза (правда, на вершине Везувия у беглецов нашлись нитки (хм, белые?) и иголки чтобы заштопать несчастного Эномая, а рана его снова не загноилась – но мы же уже привыкли к таким мелочам, верно?).

В заключение: да, большое количество ляпов было и в первой части. Да, были натяжки. Да, было много стереотипов, и да, стилистика со временем переставала производить впечатление. Но всё это терялось на фоне сюжета, игры актёров и некоторой идеи и её кульминации в финальном эпизоде. Здесь же ничего этого нет, и очень быстро наступает разочарование. Увы. А очень и очень жаль: задумка и её первоначальное воплощение были очень неплохи!

Фото: futurist.ru

Комментарии