Страна вулканов и восходов

Здесь спят драконы, клокочут гейзеры, вздымаются вулканы и рыбачат медведи. Здесь родился Russian Travel Geek

Страна вулканов и восходов

Чтобы попасть на Камчатку, вы должны сесть в самолет. Вы можете добраться сюда и на пароходе, пройти северным морским путём — тридцатидневное плавание среди льда и тумана, когда кажется, что мир будто исчез, и существуют лишь железная палуба, перекличка сирен каравана и ваша каюта. Через несколько дней именно в каюте вы и будете проводить почти все свое время, ибо вам быстро надоест блеклая полярная вода, низкое небо и слово «навигация», которое произносится по тысяче раз на дню. В мыслях своих вы привыкли к тому, что слово Камчатка, даже само решение попасть сюда, служит гарантией приключений. Это страна мужчин, бородатых «по делу», а не велением моды, страна медведей, рыбы, вулканов, собачьих упряжек, морозов, бешеных заработков и героизма — олицетворение жизни, которой вы, вполне вероятно, хотели бы жить, если бы не заела проклятая обыденность. Во всяком случае, вы мечтали об этом в юности.

Однако пароходом на Камчатку сейчас не плавает уже никто, кроме разве что представителей высокохудожественного труда, мечтающих познакомиться со «всем Севером» за короткое время.

Вы полетите сюда самолетом. Лет сорок назад это тоже было незаурядным дорожным подвигом. Но сейчас вы долетите без приключений. Когда же вам надоест восьмой час сидеть в самолетном кресле, смотреть «новинки» кинопрома, по, внезапно оказавшемуся на борту самолёта, личному терминалу, вы встретитесь с первой неожиданностью. Рейс ваш окончится не на той планете, с которой начался.

Если вам повезёт, ну или не повезёт, зависит от вашей точки зрения, от самолёта до здания воздушного порта вы будете идти пешком. И уже со взлётно-посадочной полосы вы увидите сопки, закрывающие горизонт. На Камчатке есть лишь один гражданский аэропорт для судов дальней авиации, и он невелик. Настолько мал, что прилетевшие на Камчатку люди выходят через ворота сразу наружу, в город, минуя тесное помещение, забитое теми, кто с Камчатки улетает. Спустя полчаса ваши вещи будут доставлены в небольшую пристройку, и вы будете выискивать среди гор рюкзаков и чемоданов, протекающих мимо вас по вялой конвейерной ленте, именно свой жизненно необходимый багаж. Самолёты садятся на Камчатке в городе Елизово, втором по величине городе полуострова. Елизово является вторым из собственно двух гражданских городов на Камчатке. Существует ещё город Вилючинск, но если вы не состоите на службе в вооружённых силах нашей страны и не приехали сюда «по делу», то вход в этот военный фортпост для вас будет закрыт.

До Петропавловска из Елизово вы поедете на такси или автобусе, дивясь «про себя» сорокаминутной поездке. Именно сейчас вы поймёте, кто из ваших попутчиков прилетел домой, кто по работе, кто намеревается стать «паркетным» туристом, а кто, везя весело свешивающиеся из рюкзака высокие болотные сапоги, намеревается пройти пешком по тропам среди сопок, рек и побережья Тихого океана.

Привыкайте, что сопки и вулканы теперь будут везде. Петропавловск-Камчатский вытянулся вдоль побережья Авачинской бухты. Бытует поверье, что сама бухта, являющаяся одной из самых крупных бухт мира, скрывает под собой кальдеру мегавулкана, взорвавшегося в глубокой древности, а «домашние» вулканы, подпирающие город с суши, по сути обрамляют края воронки этой кальдеры.

Нельзя сказать, что город красив с точки зрения архитектуры. Его остов, ныне увешенный кричащей и несуразной рекламой из прошлого десятилетия, до сих пор дышит угрюмой необходимостью. Бетонные «костыли», подпирающие серые пятиэтажки, позволяют им практически безболезненно переживать частые здесь землетрясения. Глухо обшитые с подветренной стороны поржавевшими листами жести стены, созданы для защиты от пронизывающих ветров зимы. А обилие старых «поднятых» японских джипов – не здешнее веление моды, а суровая необходимость. Ведь выходить зимой поутру из окон второго этажа и откапывать среди сугробов свою (хорошо если вам повезло, и вы так долго откапывали именно свою, а не соседскую) машину – отнюдь не оголтелая экзотика для здешних мест. А поездка после снегопада по улицам Петропавловска – вообще может считаться одной из разновидностей «американских горок». Да и в летний период, захоти вы выбраться куда-то чуть дальше Елизово, джип будет крайне и очень кстати. Петропавловск-Камчатский, древний город-порт, когда-то служивший единственной базой и местом сбыта товара для старателей всех мастей, блуждающих по землям Камчатки в поисках пушнины, рыбы и золота.

На Камчатку вам стоит ехать лишь при наличии хотя бы одной из трёх вещей – денег, опыта или связей. Камчатка весьма нехотя открывает путнику свои тайны.

Людям, приезжающим сюда с деньгами – она готова предоставить отличную возможность расстаться со значительной частью из них. Местные гостиницы по расценкам весьма активно конкурируют со столичными апартаментами. Вы без труда найдёте несколько десятков местных туристических фирм, за круглую сумму готовых организовать перелёт до Долины гейзеров. И весьма солидное количество санаториев, прельщающих туристов термальными ваннами и лечебными грязями на склонах вулканов. Нельзя забывать и о рыбалке, вариаций которой здесь вам могут предоставить великое множество. Начиная от ловли на берегах лесных рек, где повсюду видны следы медвежьих лёжек, а гид-проводник ловко готовит пятиминутку (рецепт приготовления свежей икры, когда она прямо из рыбы погружается в горячую солёную воду и достаются ровно через пять минут – упругая и вкусная). И заканчивая рыбалкой с борта яхты или катера у берегов полуострова, где, кроме морских видов рыб, у вас есть шанс лицезреть лениво фланирующую группу касаток или лично погрузиться с аквалангом на шельфовую зону, и потрогать руками разноцветные актинии и морских ежей (лучше при этом быть в перчатках). Ну а для любителей экстремального отдыха всегда найдётся шанс выйти на одноместных каяках в океан или пронестись на квадроциклах и «эндуриках» (мотоциклах для пересечённой местности) по горным трассам средь активных вулканов.

Перед людьми с походным опытом, знающим что такое карты генштаба и что GPS навигаторы бывают не только в машинах, Камчатка открывается переплетением тысяч звериных и иногда человеческих троп. Сотрудники природного парка «вулканы Камчатки», объединившие разрозненные ранее особо охраняемые природные территории, снабдят вас картами туристических маршрутов, и вы на своём опыте прочувствуете что нет для здешней земли лучшей обуви, чем высокие резиновые сапоги. Вы дойдёте до мест, куда не ступала нога «паркетного» туриста. Ощутите всю полноту радости уставшего тела, погружающегося после трёхдневного перехода в горячие воды термального источника. Ну и поймёте, что погода на Камчатке штука настолько непредсказуемая, что даже шаманы забрасывают свои бубны под полог кочевых яранг. Единственное, нужно чутко помнить правило, ходить группами менее 2-3х человек крайне опасно за пределами островков цивилизации. Медведи.

Но всё разнообразие земли «вулканов и притомившихся драконов» вы ощутите приехав сюда со связями. Приехав к кому-то, кто вас ждёт и рад вам. Именно так вы сможете попасть в мастерскую старого коряка – мастера резчика по кости, трудящегося в небольшой каморке, вход в которую возможен только через подсобку ничем не примечательного магазина. Именно благодаря местным товарищам и друзьям однажды утром вы проснётесь от телефонного звонка: «Вставай, небо ясное, Сальери (почти у всех здесь есть прозвища) уже увёз на Мишенную (сопка в центре города) парапланы. Айда догонять. Айда летать». Благодаря связям, а никак не деньгам, вы узнаете расположение охотничьих балков (бытовок) и домиков вулканологов, притаившихся на склонах заснеженных безымянных сопок и готовых дать ночлег и тепло усталому путнику. И именно благодаря друзьям в этом городе, где все знают всех, максимум через «одно рукопожатие», вы можете услышать фразу: «Помнишь, ты хотел попасть в затерянный среди бескрайней тайги и тундры посёлок рыбаков? Есть борт. Готовы взять. Собирайся – у тебя есть сорок минут». И то что для прочих стоило бы солидных денег – вам достанется бесплатно. Ведь приходя в этот край с открытым сердцем, зачиная крепкую дружбу с пусть слегка медленными в речах, но чистыми помыслами Камчадалами – вы входите в эту крепкую семью. Здесь вы находите то важное чувство, которое давно растворилось в шуме больших городов. Чувство единого человечества, живущего среди бескрайней, опасной, но такой притягательной и возвышающей душу природы.

Нельзя не сказать и о ещё одном виде отдыха в здешних землях. Особняком стоят путешествия, связанные со снегом и минусовыми температурами. Конечно, и в июле, гуляя по городу в футболке и лёгкой куртке, вы легко можете услышать от оператора вахтовок: «На Мутновку попасть нельзя. Буран» (вахтовка – КАМАЗ, ЗИЛ, МАН или любой другой грузовик, с наваренным сверху «вагончиком» для перевозки людей в условиях бездорожья). Погода и температуры разнятся зачастую крайне сильно. Но мы говорим о именно альпинистских восхождениях и зимних приключениях. Альпинистов манит сюда Ключевская – самый высокий вулкан Евразии. Опасная гора, каждый год собирающая скорбную жатву. Но люди даже зная это всё равно приезжают и врубаются ледорубами в тело её ледников. Но если вы не альпинист, и вас не манят вечные снега горных шапок – вы сможете прочувствовать на себе драйв гонки на снегоходах. Под рёв моторов взбираясь на перевалы, слетая с них с лихой бесшабашностью вечной молодости, наблюдая клубы пара, поднимающиеся над термальными источниками вы будете чувствовать, что живы. Живы по-настоящему. Здесь и сейчас. И это чувство останется с вами надолго.

Камчатка, этот неземной, инопланетный край была бы не столь прекрасна и полна без своего коренного населения. Ительмены, эвены, коряки всё так же пасут свои стада на просторах этих диких земель. И пускай кухляночка (национальная шубка) иногда уступает место брендированному пуховику, пускай до тебя доходят слухи о талантливой танцовщице и вышивальщица оставившей становище ради карьеры стоматолога, всё равно жив эпос и культура первых людей этой земли. Любуясь и дивясь танцу национального ансамбля, выступающего в честь какого-то праздника, перед жителями города, ты знаешь, что глубоко в сердце Камчатки, у подножий Срединного хребта, всё также поднимается дым из яранг (жилище коренного населения). Всё также, как и столетия назад, проходит «рыбалка». Всё столь же неизменны стада оленей и их поджарые, привычные к бегу по тундре пастухи.

И да, на Камчатке есть сёрфинг.

Фото: futurist.ru

Комментарии